Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

«Мы». В Челябинске работает центр помощи детям-инвалидам «Звездный дождь»

В Челябинске есть улица Володарского. Если пройти несколько метров от остановки и завернуть в ближайший двор, можно увидеть обычную картину - серые многоэтажки, аккуратные газоны, припорошенные снегом, детская площадка. Таких дворов десятки в каждом из городов России. И лишь скромная вывеска «Звездный дождь» на фасаде девятого «а» дома делает это место особенным.

«Звездный дождь» – это известный далеко за пределами Челябинска центр помощи детям с ментальными отклонениями: аутизмом, синдромом дауна и ДЦП. Здесь нет возрастных рамок, а помощь особенным детям оказывают бесплатно — потому что так и должно быть в здоровом обществе. Аналогов «Звездному дождю» не так уж много по стране. По словам директора центра Елены Жерновой, их можно пересчитать по пальцам. Я провела день в центре, чтобы увидеть, как особенные дети учатся не только выживать, но и жить.

Центр помощи находится на первом этаже жилого дома. Входа два — один, оборудованный пандусом и удобными рукоятками, для детей. Им пользуются во время прогулок. Второй — для родителей и гостей, которых здесь не мало. Сотрудники «Звездного дождя» уверены, что о возможностях особенных детей нужно рассказывать. Журналистам здесь особенно рады. Так, вместе со мной в центр приехали ребята из молодежной телестудии.

Входя в центр, испытываешь странное ощущение, что ты попадаешь домой. Здесь много ярких и светлых тонов, повсюду развивающие игрушки, а на кухне сидит директор вместе с детьми. Когда тебе предлагают тапочки и печенье — ощущение дома усиливается в двойне. Забегая вперед, скажу, что этот диссонанс между ожидаемым и тем, что я увидела, долго не давал мне покоя. Возможно, сказываются уже сложившиеся стереотипы, но такого уюта я не ожидала. В «Звездном дожде» все действительно по-домашнему. И сотрудники центра, и родители в один голос уверяют меня, что это одна большая семья.

История большой семьи начинается с директора центра Елены Жерновой. Заболевание ее ребенка и подтолкнуло Елену к созданию центра. «Это не альтернатива общеобразовательной школе, а дополнительное образование, - рассказывает она о позиции центра, - К сожалению, после окончания коррекционного детского сада и школы детям с нарушениями остается лишь сидеть дома. Среда не готова их принимать». Поэтому в «Звездном дожде» не учат ради того, чтобы научить. Главное, по мнению сотрудников центра, это практическая составляющая. И если дети учат буквы, то для того, чтобы уметь составить, например, список продуктов, а не просто их запомнить. Здесь стараются дать те знания, которые подготовят ребенка к взрослой жизни, и называют это социально-бытовым ориентированием.

В «Звездном дожде» есть важное правило — на занятия дети приходят вместе со своими родителями, которых здесь называют «кьюторы» — то есть помощники. Это делает обучение эффективнее. К тому же многим родителям также необходимо помочь, показав, на что способен их ребенок, признаются педагоги центра.

На кухню заходит Вика. Она держит в руках игрушечного волка и говорит: «Волк». На лицах всех присутствующих появляется улыбка. «Каждое слово, произнесенное нашими детьми, это счастье, потому что в силу своих заболеваний они говорят мало», — объясняет Елена Жернова и дает Вике «пять».

«Звездный дождь» строит занятия с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика», - продолжают рассказывать о методиках работы сотрудники центра. Например, рисуют здесь не все дети – для многих это занятие непосильно трудное. Но те, кому это удается, делают своих родителей невероятно счастливыми: «Я готова разрешить своему ребенку рисовать где угодно – на полу, на холодильнике, на стенах, - говорит Евгения, - Еще полгода назад он не мог даже держать ручку в руках».

Самый старший из учеников «Звездного дождя» - Лёня, ему 26 лет. Он стал первым, кому руководство центра приготовило рабочее место в стенах уже родного центра. Лёня будет ухаживать за рыбками – кормить их и чистить аквариум. Для людей с особенностями очень важно работать, но далеко не все организации готовы брать на работу людей с недугами. «Но это не значит, что они не могут хорошо работать», - убеждена Елена Жернова. По ее словам, таким людям очень подходит дело, требующее методичных действий: «Если посадить такого человека лепить пельмени, это будет самый лучший лепщик». При этом нужно учитывать индивидуальные особенности. Лёня еще не пробовал ухаживать за рыбками, но говорит, что ему интересно попробовать.

В центре начинаются занятия. Младшая группа учится считать с помощью нумикона. Это своего рода конструктор, где числа представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета. Полине 5 лет, и она с увлечением двигает цифры.

«Мы занимаемся в «Звездном дожде» уже третий год. До этого ходили в обычный детский сад, но там, несмотря на обещания, никто с нами не занимался. Здесь все совсем по-другому, здесь детям помогают социализироваться. Результат виден. За это время Полина начала разговаривать. Она не просто произносит простые слова, а старается общаться, проговаривать и повторять мысли», - рассказывает мама Полины Алена Леченко, с улыбкой помогая дочке расставлять формы.

В это время возвращаются Борис, Федя, Таня и Вика – у старшей группы было время прогулки. Жизнь в «Звездном дожде» подчинена расписанию. Оно мобильно и во многом зависит от количества учеников и их настроения. При этом основы просты — упражнения длятся не больше 20 минут. Такое время оптимально — внимание детей нередко рассеяно, и они быстро теряют концентрацию. Небольшие перерывы проходят за просмотром мультфильмов. Непоколебимо в расписании лишь время завтраков, обедов и полдников. Каждое из действий ребенок должен совершать самостоятельно – принести стул, поесть, помыть посуду. Родители и педагоги лишь поддерживают и помогают.

Расписание нового дня висит на стене. Каждое действие – это флажок. Вернувшись с прогулки, ребята садятся напротив. Они перечисляют вслух каждый из выполненных пунктов и повторяют предстоящие. Борис отрывает флажок «прогулка».

Каждый день в «Звездном дожде» насыщен разными играми и упражнениями. И каждый раз педагоги центра стараются приготовить для ребят что-нибудь новое. Сегодня Борис, Федя, Таня и Вика сами сделали цветной лед в формочках, который положили за окно. Также ребята успели повторить названия продуктов и вспомнили правила поведения в магазине с помощью песенки: «В магазине две вороны выбирали макароны…».

За день, проведенный в «Звездном дожде», с кем бы я ни говорила, почти в каждом предложении я слышала одно и то же местоимение - «Мы». «Мы смогли», «мы научились», «мы погуляли». Среди всех педагогических подходов здесь, как мне кажется, самым важным является «Мы». Потому что когда есть «мы», особенные дети улыбаются.

Софья Сараева

Источник: Парк Гагарина