Архив:

Кому в медицине станет жить хорошо? Нововведение от Минздрава может загнать в тупик медицинский персонал участковых поликлиник

Занятие самолечением — сегодня одно из самых излюбленных увлечений каждого второго человека. А как его не любить, если на посещение врача требуется потратить как минимум половину дня? Где же взять столько драгоценного времени работающему человеку? Так и приходится чихать и кашлять, не отвлекаясь от производства, и глотать пилюли, которые посоветовала коллега по работе, ведь ее они недавно поставили на ноги. А потом на приеме (если вдруг удается туда вырваться) предстоит выслушать целую тираду от доктора за то, что не те препараты принимал, сам себе антибиотики назначил, а противовирусные вообще не прописал.

Проект — в обсуждении

А все это потому, жалуются пациенты, что не хочется лишний раз сидеть в очереди у дверей участкового терапевта. Нерациональный регламент в поликлиниках, считают больные, вынудил их за медицинской консультацией обращаться в аптеку к провизору. Министерство здравоохранения в последнее время особенно серьезно озаботилось этим вопросом, и в конце прошлого года свет увидел пока лишь проект приказа, который обещает освободить врача от заполнения многочисленных медицинских документов, тем самым предоставить это время для приема пациентов. Сотрудники Минздрава считают, что заполнять направления и выписывать справки — вполне по силам грамотной медсестре. А некоторые простейшие выписки вообще можно будет получить в регистратуре, минуя кабинет врача, или даже по электронной почте. Такое решение, полагают в Министерстве, позволит доктору больше внимания уделять больному, а не шариковой ручке. Сейчас документ проходит общественное обсуждение.

Кстати, идея нововведения пришла не случайно. В Минздраве был проведен анализ работы поликлиник, и выяснилось, что каждый десятый визит к врачу у взрослых и каждый третий у маленьких пациентов связан именно с необходимостью получить какую-либо справку или выписку. А уменьшение «бумажной» нагрузки на докторов, по мнению генераторов идеи, может сократить очереди за дверью, что, по их мнению, будет на руку как томящимся в ожидании больным, так и самим медикам.

Медсестры отлично владеют той документацией, которую ведет сегодня врач, утверждает главный врач детской поликлиники № 3 Барнаула Раиса Леер. Их учат разбираться с бумагами еще в учебном заведении, остальное они в считаные месяцы постигают на практике. Поэтому если вопрос о передаче полномочий все же встанет, то проходить для этого переобучение младшему медицинскому персоналу не придется.

Работа на дом

Больше всего модернизация коснется участковых терапевтов и педиатров. В отличие от узких специалистов этим врачам заполнением некоторых бланков приходится заниматься и в свободное от работы время.

«По регламенту у педиатра, например, три часа отведено на прием пациента, четыре часа — на вызовы на дом и только 27 минут на заполнение документации. А для того, чтобы, к примеру, отправить ребенка на медико-социальную экспертизу (МСЭ), выписку по форме «080-У» доктор пишет примерно полтора часа, 15 минут он заполняет акты для постановки на учет в военкомат. Отнять столько времени на приеме специалист не может, поэтому приходится этим заниматься в ущерб своего личного времени. Часто такие документы медики забирают домой на доработку», — пояснила Раиса Леер.

Кроме направления на МСЭ, участковый педиатр ежедневно оформляет больничные листы, дает детям справки — освобождения от физической культуры в школе, оформляет на надомное обучение при определенном заболевании, готовит санаторно-курортные карты, а также кучу справок к ним.

«А еще заполнение амбулаторной карты абсолютно каждого пациента и выписка рецептов. Сейчас ребятишки до трех лет и дети-инвалиды обеспечиваются бесплатными препаратами, которые можно получить только по направлению лечащего врача. А вместе с направлением оформляется сам рецепт в трех экземплярах, так положено по стандарту. Все это должно вестись во время приема, параллельно с осмотром больных и назначением им лечения. Данная процедура отнимает у доктора более 50% рабочего времени», — сокрушается педиатр.

Дело — не в бумагах

Отказать пациенту в приеме (мол, все, время по регламенту вышло, я иду заниматься документами) врачу не положено. Хоть и записано в его трудовых обязанностях, что в день он может принять примерно 12 человек и уделить каждому не более 12 минут, выслушивать жалобы на здоровье приходится куда дольше, потому что в период эпидемий, прорваться на консультацию к педиатру пытаются и по 20 и по 40 человек в прием. Вот и приходится врачу брать работу на дом. Правда, барнаульские медики утверждают, что за переработку им платят стимулирующие, а вот за заполнение документов нет никакой оплаты, будь их десять в день или пятьдесят. Поэтому многие целители недугов человеческих могли бы безболезненно поделиться своими «бумажками» с младшим медицинским персоналом. Но готовы ли медсестры принять эстафетную палочку — это уже другой вопрос. Ведь каждая сестра также имеет целый круг своих обязанностей, которые с нее никто не обещает снять, в том числе и ведение документации.

«Я ежедневно пишу не меньше, чем мой доктор, причем все делаю от руки», — уверяет Ирина Осипова, медицинская сестра стоматологического кабинета. Ей приходится вести журналы приема пациентов, обработки инструментов, хранения их в бактерицидной камере, выдавать пациентам направления на анализы и назначение врача (доктор пишет их в карте, медсестра дублирует на отдельном листе для больного).

«Лучше бы рассмотрели проблему очередей в медучреждениях с другой стороны. Все это происходит в больницах оттого, что не хватает младшего медицинского персонала. И мне часто приходится заменять, например, коллег в процедурном кабинете, а там тоже необходимо вести большой объем документации — от количества приема пациентов до собранного объема крови на анализ», — добавляет Ирина.

Наличие проблемы нехватки среднего медицинского персонала подтвердили и в третьей городской детской поликлинике. Раиса Леер заметила, что очень часто врачи ведут прием вообще без медицинских сестер. Таким образом, процесс приема пациентов усложняется еще и тем, что педиатру приходится параллельно с оформлением своей документации заниматься еще бумагами, которые, по сути, должны лежать на плечах медицинской сестры. Но эта ставка в больнице пуста.

«Мне повезло, наверное, потому что моя медсестра на рабочем месте каждый день, но она настолько загружена своей работой, что даже головы поднять некогда. У меня совести не хватит повесить на нее еще половину своих бумаг», — возмущена необоснованной идеей «сверху» терапевт городской больницы в ЗАТО Сибирский Марина Игнатьева. Она уверена, что если проекту нового приказа все же дадут зеленый свет, то во многих клиниках он может остаться лишь на бумаге. А врач так и будет дальше в гордом одиночестве убивать свое личное время на заполнение кипы документов, потому что нельзя с одного человека снять нагрузку и переложить ее на другого. Надо просто упразднить саму бумажную волокиту.

Сколько людей — столько мнений

Однако некоторые специалисты мелких амбулаторий утверждают, что приказ все-таки может быть принят и заработает по полной программе в их учреждениях, но только в том случае, если место каждого доктора будет оборудовано необходимой техникой для печати положенной документации. В крупных клиниках краевого и областного значения, благодаря компьютеризации рабочих мест, уже давно ведение документов передано медицинским сестрам, и им это вовсе не в тягость.

«В диагностическом центре Алтайского края, например, я часто замечала, что врач надиктовывает информацию, а медсестра печатает ее на компьютере. Таким образом, в 12 минут приема они обе укладываются, и из кабинета я выхожу с выпиской и целой кучей направлений в руках, а за мной заходит уже следующий пациент. Никаких заминок, все происходит точно по времени», — делится Светлана, жительница Славгорода, которая два раза в год приезжает на консультацию в столицу Алтайского края.

Оптимисты по-другому смотрят на нововведение. Они уверены, что за одобрением приказа последует сокращение очередей в коридорах. Ведь сегодня в одну длинную «змею» за дверью выстраиваются те, кому нужна помощь врача, и те, кто пришел за справкой, больничным или направлением на анализы. Если же очередь разделится на два потока и одни будут идти к врачу, другие к медицинской сестре, то пациенты при этом выиграют на все сто процентов. А вот медицинский персонал участковых поликлиник, если не будет произведено никаких изменений в плане компьютеризации рабочих мест, будет загнан в тупик: вроде приказ есть, а выполнить его и без того озадаченной медицинской сестре возможности нет.

В Минздраве все же обещают оставить за докторами три наиболее важных документа: заполнение амбулаторной карты, оформление рецептов, врачебные заключения для госпитализации и медико-социальной экспертизы, потому что здесь необходимы знания и практика врача. Кроме того, по ряду документов в Минздраве обещают увеличить срок действия. Сейчас медсправка для получения санаторной путевки действует полгода, а к моменту отъезда ее нередко требуется обновить и оформить еще санаторно-курортную карту, которая действительна не более двух месяцев. По новым правилам оба документа можно будет оформить не спеша, потому что они будут действительны теперь в течение года.

Медики края пока двояко относятся к возможным грядущим переменам. Из Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности к моменту выхода номера в печать комментарии на запрос по данной тематике не поступили.

Евгения Городенцева 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ