Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

«Доступный маршрут» как полоса препятствий

Снять деньги с карты, купить лекарства и продукты, взять справку в администрации – обыденные и ежедневные хлопоты для каждого из нас, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Программа «Доступная среда» сейчас на слуху. О создании для граждан с ограниченными возможностями здоровья равных условий жизни в обществе много думают и рассказывают.

Однако скоро только сказка сказывается. Именно к такому выводу пришли участники акции «Доступный маршрут», прошедшей в Упорово в конце декабря. Её провели члены районного общества инвалидов совместно с Центром реализации молодёжных программ. Проверял доступность упоровской инфраструктуры и социальных объектов здоровый человек, волонтёр от ЦРМП. По легенде он недавно получил инвалидность, пересел на коляску и пытается приспособиться к новым условиям жизни. На эту роль согласился 16-летний Олег Лесков. На него надели защитную экипировку (шлем, налокотники и наколенники) на случай непредвиденных падений, усадили в стандартное инвалидное кресло и дали первое задание – купить лекарства в аптеке ТД «Упоровский». До аптеки – рукой подать, но поначалу наш «инвалид» не может даже сдвинуться с места – без тренировки катить себя в кресле не получается, колёса проскальзывают на снегу тротуара. Поэтому до аптеки коляску толкает помощник. Зайти в здание пытаемся минут пять. Нет крыльца и пандусов, но непреодолимым препятствием становится небольшой порожек, который Олег в коляске не в силах «перепрыгнуть».

Следующий пункт назначения – Сбербанк. Вход в него оборудован приличным пандусом, но дальше снова препятствие – слишком тяжёлая дверь. Её и здоровые люди открывают не всегда с лёгкостью, а человеку на инвалидной коляске сделать это и вовсе трудно. В самом банке не возникает проблем с обслуживанием, сотрудники волонтёру охотно помогают, подсказывают и на прощание объясняют – на крыльце есть кнопка для вызова охранника, который всегда готов прийти на помощь маломобильным клиентам. Кнопка сейчас малозаметна, но нам пообещали исправить недостаток.

Следующая задача волонтёра– купить продукты в магазине «Центральный». Добраться от банка до магазина – задача не из простых. Снежная каша на тротуарах, наледь, бордюры на дороге – всё это превращает пятиминутный путь здорового человека в тяжёлое и длительное путешествие для человека на коляске. Уже наученные горьким опытом, на входе в магазин дружно отмечаем – попасть сюда будет ох как непросто. Так и оказалось: пандус какой-никакой хоть и есть, но проблемы он не решает. На входе – высокая ступенька, и если «спрыгнуть» с неё внутрь ещё как-то можно, то выехать назад – нереально. Именно поэтому инвалиды в данном торговом объекте – точно нечастые покупатели.

Последним объектом акции стала районная администрация. Здесь оборудован удобный пандус, хотя есть неудобства на входе – крыльцо узкое и на коляске не так просто на нём удержаться при открывании двери. Кроме того, большинство кабинетов расположены на 2 и 3 этажах, но вахтёр, отложив все дела, готов немедленно пригласить любого специалиста. Наш волонтёр на коляске попросил справку о составе семьи, и буквально в течение 10 минут к нему спустился специалист, выслушал необходимые данные и выдал документ.

Акция завершена. Она показала – ежедневный маршрут здорового человека превращается в настоящую полосу сложных препятствий для инвалида. Члены Упоровского ВОИ планируют продолжать проверки доступности и других местных учреждений. Ведь в Упорово до сих пор есть масса объектов, абсолютно недоступных для колясочников. «В прокуратуру и полицию нет возможности попасть, - рассказывает председатель Упоровского ВОИ Андрей Бердюгин, - в больнице хоть и есть кнопка вызова, но если санитары заняты, то ожидать их можно долго – такие прецеденты у нас тоже были». Но если государственные учреждения всё-таки организуют услуги для людей с ограниченными возможностями, то бизнес и предприниматели относятся к этому более пассивно. Часто здание считается доступным, если оборудовано пандусами, а они зачастую непригодны для использования – либо слишком высокие, либо скользкие, либо без поручней. Ведь там, где здоровый, не замечая, перешагивает снежные насыпи и преодолевает магазинные ступеньки, человек на инвалидной коляске буквально физически ощущает каждую неровность и каждый сантиметр неудобного пандуса, сделанного «для галочки». В результате даже незаметные глазу здорового человека порожки и банальные коврики-грязеуловители в тамбурах учреждений могут стать причиной, по которой исчезнет возможность попасть в нужное здание. 

Татьяна Анципрова

Источник: Тюмень медиа