Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

«Ребенок с ограниченными возможностями тоже должен бегать за мячом, а не смотреть со стороны и чувствовать себя отчужденным»

«Необязательно идти в церковь, зажигать свечу или раздавать «матах», чтобы это было принято Богом, когда мы заботимся о ребенке с ограниченными возможностями, делаем все, чтобы они были вовлечены в общество – это тоже богоугодное дело. Главное – вовлечь их в жизнь», – четыре года назад таким сравнением директор детского сада попыталась изменить отношение родителей, когда те выступили против, узнав, что вместе с их детьми детский сад будут посещать дети с ограниченными возможностями. 

Сегодня Карине Петросян, директор детского сада  №114, замечает большие перемены в отношении тех же родителей, чьи дети проявляют теплое и заботливое отношение к детям с ограниченными возможностями.

«Детям никто ничего не объясняет, у них изначально нет стереотипов, это взрослые формируют у них такое отношение. Но ребенок с инвалидностью не виноват, что он такой», – говорит в беседе с «Аравот» госпожа Петросян. Этот садик посещают 335 детей, 37 из них дети с ограниченными возможностями. Директор садика считает, что интеграция детей с ограниченными возможностями в общество должно начаться с дошкольного возраста. Когда начинает формироваться сознание ребенка, по словам Карине Петросян, он не должен чувствовать разницу между ним и другими детьми, не должен быть изолирован, и дошкольные учреждения предоставляют детям с ограниченными возможностями такие возможности: «Ребенку необходима дружеская среда, нужен его мир, где находятся его сверстники. В таком дружеском окружении он чувствует себя более свободно, делится игрушкой на равных, может обедать вместе с другими, смотреть, подражать, то есть, он должен выйти из своего замкнутого мира и влиться в дружеское окружение.

Дети с инвалидностью тоже должны прыгать через стулья, ползать под ними, они должны бегать за мячом, как и другие, и должны понимать, что должны это делать, а не смотреть со стороны и чувствовать себя отчужденными от этой жизни».

Директор рассказала, что и она вначале боялась, что вдруг дети начнут насмехаться: «Когда мы узнали, что наш детский сад должны посещать дети с ограниченными возможностями, несколько испугались, подумали, как бы другие дети не стали над ними насмехаться, но сейчас чувствую, что это был самый важный шаг из всех сделанных шагов, потому что у других детей развивается дружелюбие, способность к оказанию помощи».

Относительно того, как дети относятся к сверстникам, имеющими ограниченные возможности, госпожа Петросян привела несколько примеров. «В конце года мы организовали прощальное представление под названием «Прощай, детский сад». В конце мероприятия все дети должны были поднять руки и выйти, аплодируя. У нас есть ребенок, страдающий аутизмом, который шел в шеренге, опустив руки. Идущая сзади девочка сразу подняла его руки вверх и начала хлопать его ладошами. Я расчувствовалась, никто ей не говорил так сделать, они чувствуют, как надо помогать своим товарищам», – рассказывает госпожа Петросян.

Директор уверяет, что покинув детский сад, дети с ограниченными возможностями посещают общеобразовательные школы с инклюзивным образованием. «У нас был ребенок, страдающий аутизмом, который на утреннике, посвященном прощанию с детским садом, открыл его своим выступлением, а потом вместе со всеми спел и станцевал», – говорит госпожа Петросян.

В детском саду вместе с детьми работает многопрофильная команда – психолог, логопед, педагог. Директор рассказывает, что дети с ограниченными возможностями не изолируются и участвуют во всех занятиях, однако когда бывает удобное время, с каждым ребенком проводится индивидуальная работа, в зависимости от того, в чем он нуждается. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план, и каждый из них имеет свой личный листок, где отмечается проводимая с ними работа, какие у них результаты и так далее: «Правда, все это происходит очень медленно, но важно то, что в течение 2-3 лет мы можем добиться хороших результатов, ребенок может полноценно войти в общество. Важно, чтобы ребенок видел и понимал, что он является полноценным членом общества, во всех сферах жизни, наравне со всеми может пользоваться жизнью».

Госпожа Петросян рассказывает, что дети даже контролируют питание тех детей с ограниченными возможностями, которые должны питаться по специальному режиму, так как слышали, что родители предупредили воспитательниц, что они проследили: «Детям с синдромом Дауна нельзя есть много хлебных продуктов. Они слышали, как мать ребенка предупредила воспитательницу, чтобы ему не давали хлебобулочных продуктов, и как только они видят, что ребенок берет второй кусок хлеба, отбирают у него и кладут на место».

По словам Карине Петросян, если даже в детском саду нет мест для приема, то детей с ограниченными возможностями стараются принимать: «Если один здоровый ребенок останется дома на попечении дедушки с бабушкой, он не пострадает, но если мы не примем ребенка с ограниченными возможностями, мы оторвем его от всего этого, от общества, он пострадает».

Госпожа Петросян рассказала еще одну историю: «Привезли ребенка из Дзорахпюра, ребенок говорил только по-русски. Родители сказали, что они сельские жители, держат скот, ни он, ни его жена не знают русского, но их ребенок говорит только по-русски. У нас тогда не было места, но этого ребенка взяли, и родителям доказали, что проблему ребенка мы можем исправить занятиями. И сейчас ребенок участвовал в открытых занятиях английского языка, на английском языке, конечно, говорил и на армянском. Родители расчувствовались и заплакали, как их ребенок преодолел эту проблему и вступил в жизнь».

Лусине Будагян

Источник: Ru.aravot.am