Архив:

«К каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья мы относимся как к особенному»

Любовь Кац – председатель региональной общественной Ассоциации родителей детей-инвалидов АРДИ «Свет», которой в этом году исполнилось 20 лет. Любовь Ивановна не раз становилась лауреатом международных премий (Марии Поль Эйсель, Матери Терезы), в 2000 году награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а в 2014 году — Почетным знаком губернатора  Владимирской области «За доброту и милосердие».

В приемной, где Любовь Ивановна принимает родителей детей-инвалидов, по обыкновению многолюдно. Кто пришел на бесплатные юридические консультации, кто за помощью в решении очередной проблемы, кто со своей инициативой. Здесь же в оборудованном классе проходят развивающие занятия «Школы жизни», консультации студентов по проведению «уроков доброты», воспитывающих терпимость и доброжелательность по отношению к «особенным» детям. Вся мебель, книги, игрушки, кухонный уголок  и даже занавески на окнах подарены неравнодушными жителями Владимира.

c500a43955035a15846120eed7b5d34b.jpg

- Любовь Ивановна, вы уже много лет возглавляете общественную организацию АРДИ «Свет». Сколько программ для развития и обучения детей с инвалидностью вы реализуете сейчас?

- Около 30 программ, рассчитанных на помощь семьям с малышами, на молодых людей с ограниченными возможностями, на общественные организации инвалидов.

Во Владимире более тысячи детей-инвалидов. Во Владимирской области их более 6 тысяч. У всех разные диагнозы: сахарный диабет, заболевания крови, внутренних органов, ДЦП, синдром Дауна. Начинали мы с того, что организовали для детей, признанных «необучаемыми», «Школу жизни». Сегодня ребята занимаются трудовой реабилитацией, увлекаются иппотерапией. На базе двух владимирских колледжей  группы наших подопечных обучаются швейному делу, компьютерной грамотности, а  с 2014 года еще и профессии кулинара-оформителя.  Они играют в «Театре Дружбы и добра особенных детей», кукольном театре, с удовольствием посещают плавательный бассейн.

- Сколько лет вашим первым воспитанникам и принимаете ли вы пополнение?

- Молодым людям, которых когда-то не взяли учиться ни в какие школы,  сейчас по 27-30 лет. Сегодня стали приходить молодые родители с маленькими детьми. Ради них появились новая программа и реабилитационный центр «Мишутка и его друзья».

5ecacd4f8869477590a3576be201f52f.jpg

2e72b5e67c43520df6ba4da9eaafb3fc.jpg

Причем с ремонтом и оборудованием выделенного городской администрацией помещения безвозмездно помогали родители и жители Владимира. За три года услугами «Мишутки» воспользовались более ста детей. В детские сады их не брали из-за сложных заболеваний. После наших занятий некоторые пошли учиться в обычные классы общеобразовательных школ. Накануне Нового года мы провели несколько «елок» — и для дошколят, и для школьников, и для молодых людей.

417d3b181d6dad16d4f10de0da4613a4.jpg

b3154a45445c35c3240859361881506f.jpg

057ad729aa3b1f0a0f2eb47ee8219056.jpg

8ead0a5e6237625e8f766550bae9fd4b.jpg

- Вы не отказываете в помощи глухим и слабослышащим детям?

- Да, у нас многолетнее сотрудничество. Несколько лет назад ко мне пришла группа родителей глухих и слабослышащих детей, которые не хотели отправлять своих детей учиться в школу-интернат другого города. Так появились классы на базе владимирской школы №14.

​ Федеральный закон «Об образовании» законодательно ввел понятие  «инклюзивное образование». Закреплено обучение по адаптивным программам детей с ограниченными возможностями здоровья, появился механизм помощи ребенку в процессе обучения ассистентом. Каждый ребенок с инвалидностью имеет право пойти в детское образовательное учреждение, в школу, находящиеся рядом с местом жительства.

Но проблемы по реализации права на образование детьми с ограниченными возможностями, к сожалению, до сих пор встречаются.

- Удалось ли кому-нибудь из ваших воспитанников трудоустроиться?

- Трудоустроиться, тем более ребятам с тяжелыми заболеваниями и диагнозами,  сложно. Их не берут прежде всего потому, что у них не такая, как у сверстников, работоспособность, к тому же по закону они имеют право на дополнительный 30-дневный отпуск, на сокращенный рабочий день, и работодателю необходимо организовать рабочее место для инвалида. К примеру, если он на коляске, нужно сделать пандус, что затратно. Но на самом деле люди с инвалидностью работают. В нашей организации ежегодно по шесть ребят получают профессию швеи. Несколько трудятся на дому, шьют и вышивают для соседей. У нас по адресу Ново-Ямская, д.4 организован учебный швейный цех, где ребята закрепляют навыки, полученные в течение года в профессиональном лицее, участвуют в выставках, ярмарках-продажах. Ежегодно кого-то из этих ребят трудоустраиваем. 

- К созданию общественной организации АРДИ «Свет» вас подтолкнула собственная беда?

- После рождения сына Миши выяснилось, что он нездоров. Никто в роддоме ничего не объяснил, что из-за родовой травмы у ребенка может быть задержка в развитии. Кстати, до сих пор в роддомах никто из специалистов-психологов с мамами не работает. Позже врачи поставили диагноз — «детский церебральный паралич». Педагогом и психологом для своего сына пришлось стать мне самой, получив медицинское, педагогическое и психологическое образование. Мое первое образование – инженер-механик. Я изучила программу «Плавать раньше, чем ходить», которая нам помогла.  Со второго дня после выписки  Миши из роддома освоили с ним плавание в обычной ванной. Я сама делала ему массаж, зарядку. Занимались с логопедом, водили в бассейн, на музыку. Учились подниматься по лестнице. Сегодня мой сын с параличом рук достаточно самостоятелен. Он помогает по дому, читает книги, знает весь город, на даче отвечает за урожай кабачков.

- Вам не предлагали отказаться от сына и отдать его в специализированный дом ребенка или интернат?

- Предлагали. Сначала воспитатель в детском саду, которая не брала его ни на групповые, ни на индивидуальные занятия, а потом сказала: «Лучше вам его сдать». Потом, когда отказали нам в поступлении в первый класс. И другим мамам таких детей предлагают оформить отказ до сих пор. К сожалению, часто не рассказывая, что ребенка можно развить. К примеру, дети с синдромом Дауна – музыкальные, ласковые, пластичные, добрые. Малышу невдомек, что он не такой, как все. Только отношение взрослых к его непохожести взращивает в нем чувство ущербности. Стараясь вылечить ребенка, мамы забывают о своей личной жизни. Потому часто обращаюсь к ним: не учите малыша страданию, не пугайте жестокостью мира, не приучайте к одиночеству! Хотя есть и папы, которые в одиночку справляются с трудностями в воспитании ребенка-инвалида. Один, Константин Николаевич Романов,  даже занял первое место в областном конкурсе «Мой папа самый лучший».

- Вы не сдались! И помогли еще сотням семей, чтобы они, воспитывающие больных детей, жили полноценной жизнью. К тому же вы ведете активную общественную жизнь. Были членом Владимирского горсовета, первым в области уполномоченным по правам ребенка, являетесь членом регионального штаба Общероссийского народного фронта… Что вам дает силы?

- Возможно, это мое предназначение. Силы мне дает моя семья. Супруг, Юрий Михайлович, — поддержка во всем. А еще друзья и результаты работы. Секрет успеха организации — в социальном партнерстве. Раньше приходилось развешивать объявления с координатами по всему городу. Сейчас АРДИ «Свет» не нуждается в дополнительной рекламе.

К каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья мы относимся как к особенному. Главное, увидеть его безграничные возможности, суметь раскрыть талант — творческий, душевный. Все мы — команда единомышленников: педагогов, родителей, добровольцев — относимся к детям именно с этих позиций. Конечно, путь к вершинам раскрытия талантов долог и труден, над некоторыми результатами приходится работать годами, но ощущение выполненной работы окрыляет всех.

- Строительство квартир для самостоятельного проживания ребят с инвалидностью вы называли самым отчаянным проектом?

-  Называла, но сегодня он реализуется. В 2014 году еще одна такая квартира появилась в восточном районе Владимира. Помогали родители и спонсоры.

c9a01d794533e0beb8f1b4ae05255894.jpg

Сегодня в ней живут четверо молодых людей-инвалидов. Их сопровождают социальные педагоги, и ребята развиваются. Мы собираемся продвигать создание «учебных квартир» для сирот, для детей, обучающихся в школах – интернатах, чтобы обучать их навыкам самостоятельного проживания. Чтобы они умели и еду готовить, и коммунальные услуги оплачивать. К сожалению, сироты без социальной адаптации часто теряют полученное  ими жилья в первые два года.

- Во Владимирской области недавно появились и приемные семьи для инвалидов?

  — Действительно, после постановления губернатора, изданного в  2012 году, и вступившего в действие с 1 января 2014 года областного закона «О вознаграждении, причитающемся опекунам недееспособных граждан», у нас в области уже более 100 инвалидов, в  том числе 32 недееспособных,  живут в приемных семьях, в домашних условиях. Взявшие на себя заботу об инвалидах семьи получают по 6 тысяч рублей в месяц. И это было нашей инициативой! Мы добились того, чтобы законодатели приняли закон в пользу инвалидов. И это замечательно, потому что альтернативой являются психоневрологические дома-интернаты, очередность в которые сегодня больше 300 человек.

- На что вы никогда не пойдете?

- На сделку с совестью. Нельзя идти на компромисс, если речь идет о развитии, образовании, защите прав ребенка. Дружба дружбой, а истина дороже.

- Самые важные для вас человеческие качества?

-  Неравнодушие. Как говорил Юлиус Фучик, именно от равнодушия свершаются все войны мира. К сожалению, равнодушна сегодня очень большая часть общества. К счастью, не все такие! Все наши программы находили и находят поддержку.

Екатерина Миловзорова