Архив:

Как клинские чиновники прикончили школу

Людмила Терехова с сыном. Фото: Анастасия Кузина Сначала дети побили окна. Потом - выкрасили волосы перекисью. Хотели в белый цвет, но получилось, конечно, в рыжий... Так они реагировали на свое поспешное выселение из школы-интерната в поселке Зубово. Педагоги и дефектологи тоже высказываются резко: "Каждый год в Клинском районе пытаются что-нибудь закрыть. С нашей школой это удалось, хотя она не признана аварийной. На улице в один момент оказались 70 специалистов, а 76 воспитанников рискуют остаться без обучения"...

8 мая 2009 года трудовой коллектив коррекционной школы-интерната в поселке Зубово совершенно случайно узнал от родителей воспитанников, что им в стенах этого учреждения осталось работать всего три недели. 27 апреля администрацией Клинского муниципального района было подписано Постановление о приостановлении деятельности учреждения с 31 мая на неопределенный срок.

Сотрудникам о закрытии интерната заранее ничего не сказали. Их просто поставили перед фактом, что им теперь придется искать новую работу. Родители тоже неожиданно узнали, что дети возвращаются из интерната и будут учиться в другом месте. А детям и вовсе не стали говорить ничего.

История болезни

Зубовская коррекционная школа-интернат состоит из двух основных зданий, соединенных переходом. В более новом - 1958 года постройки - расположен сам интернат. В стареньком, возведенном еще в 1937 году, находится школа. Несколько лет назад маленькая пристройка к школе пошла трещинами. Пристройку закрыли. Потом годы стали сказываться и на здании школы - посыпался фасад, потекла крыша. Проблему можно было решить по-разному. Можно было снести пристройку. Можно было совсем закрыть старое здание школы. Можно было все отремонтировать, не разгоняя детей и преподавателей в разные стороны. Но все было сделано по-современному, через одно место - так, чтобы пострадало как можно больше народу. Интернат закрыть на неопределенное время, детей и учителей куда-нибудь распихать. Куда - неясно до сих пор.

- Никто не понимает, что вдруг произошло, - говорит депутат Клинского городского совета депутатов Михаил Кузьминых. - Сначала сюда вкладывались средства в ремонт помещений и крыши. Только в прошлом году закуплена новая сантехника, заменена проводка, установлена новая пожарная сигнализация, оборудованы душевые - на 600 тысяч рублей. А сейчас интернат хотят закрыть из-за обнаружившейся трещины в пристройке, которой никто не пользуется! Но, когда педагоги возмущаются, что столько лет коррекционной работы пойдет коту под хвост, им говорят, что они просто не хотят оторваться от насиженных мест и расстаться с деньгами.

В интернате жили как дети-сироты, так и те, у кого есть родители. Дети, по словам педагогов, сложные, с диагнозами, многие - с инвалидностью.

- Они если поздороваются вовремя - это уже твоя заслуга как педагога, - говорит педагог-психолог Светлана Гончарова. - Но сирот вывезли за один выходной день. Мы приходим в понедельник - а их никого нет. Нам даже проститься не дали! Смена коллектива - это всегда стресс. А для таких сложных детей это стресс вдвойне. Мы должны были их год к этому готовить!

Но все готовилось почему-то втайне и открылось в последний момент. Дети, когда уезжали, рыдали. Их вывезли в Спас-Заулковский интернат, но там нет специалистов для таких детей...

Кроме сирот в интернате жили 46 ребят, у которых есть родители. Сейчас они в своих семьях.

- Наш коррекционный интернат - единственный в районе, - продолжает Светлана Гончарова. - Других нет. Поэтому родителям предложили отныне... водить своих детей в коррекционную школу №12 в Клину. Но ведь интернаты не случайно создавались! Помимо диагноза у детей сложная семейная обстановка - это многодетные семьи или неблагополучные. Детям надо было именно проживать в специальном интернате. А тут их надо будет каждый день возить в школу и забирать их потом обратно. А кто живет не в Клину?! Материально многие родители не потянут дорогу, или просто некому будет возить. Инвалидов предложили перевести на надомное обучение. Это вообще абсурд. На дому учиться больше 10 часов нельзя. В Зубово же они учились по 24-36 часов. Теряется социализация. Кроме того, если ребенок дома, с ним надо сидеть тоже дома и уходить с работы. Семьи сразу окажутся на грани нищеты!

Неудивительно, что все 46 родителей пребывают в глубокой растерянности.

- У меня ребенок на инвалидности, - говорит Наталья Симакова, мать двоих детей. - За ней надо присматривать между уроками, отводить-приводить. Значит, ей клинская школа никак не подходит. Получается, что она будет на домашнем обучении. Но в Зубове было несколько человек в классе, индивидуальный подход, логопед, дефектолог. Там она разговаривать стала больше, развиваться. А дома она будет только со мной да с учительницей. Я так поняла, будут предлагать какие-то дальние интернаты. Но это значит, что я не смогу ее видеть, только на большие каникулы будут привозить...

- У меня детей - трое, - вторит ей Людмила Терехова. - Из них двоих надо будет в разные школы отводить. В другой интернат он просто не пойдет, ребенок нервный. Предложили надомное обучение, но наш лечащий врач сказала, что такую справку не даст. А в Зубове и чтение пошло, и письмо, и вообще более общительный стал, уравновешенный. А вариант со школой №12 никому не нравится!

Анна Каленюк лаконично написала на типовом заявлении о переводе ребенка в клинскую школу: "Категорически не согласна. Водить трех детей в разные школы не могу!"

Есть такое место

В шоке от действий администрации также и педагоги интерната, которым надо срочно искать работу. Причем непонятно, на каком основании.

- 27 мая вышел приказ о сокращении всех должностей, кроме директора и четырех сторожей, - говорит юрист общественного движения "Согласие и правда" Юлия Пискарева, которая защищает права учителей и учащихся. - Но в постановлении указывается, что деятельность школы приостанавливается, а не прекращается. А по ст. 220 Трудового кодекса в этом случае людей не сокращают! За ними сохраняются место работы и средний заработок.

Сокращение и сохранение зарплаты и места - это небо и земля. Однако 70 специалистам интерната уже предложены вакансии.

- Посмотрите, что нам предложили! - горько говорит логопед Вера Безрукова. - По 0,5-0,75 ставки в детском саду за 40 километров отсюда. Туда автобус раз в полтора часа ходит... И это специалистам со стажем коррекционной работы 20-30 лет! Конечно, вакансии есть. Но их предложили, заведомо зная, что никто туда не поедет.
В результате педагоги и родители воспитанников объединились и подали заявление в суд с требованием приостановить действие постановления и не закрывать интернат.

- Нас закрывают и лишают работы из-за трещины в пристройке и протекающей крыши, - говорит Светлана Гончарова. - Но мы же не против ремонта! Только ремонтировать неиспользуемые помещения можно и без выселения учеников, тем более что вместо 200 в настоящий момент у нас только 73 ребенка. Мы просили показать документы. Выяснилось, что на сегодняшний день не существует ни перечня работ, ни сметы, ни сроков начала и окончания ремонта! То есть школа закроется и не будет делаться ни-че-го! Она просто будет стоять пустая, пока дети и их родители будут мучиться.

- Никаких документов, кроме постановления о закрытии школы, руководитель отдела образовании предъявить не смогла, - утверждает и юрист Юлия Пискарева. - Возможно, к дате назначенного суда они появятся, но пока нет актов о признании аварийным хотя бы одного здания из четырех.

Тем временем суд был отложен до 1 июля, но скорее всего 1 сентября школа встретит с закрытыми дверями, а половина детей может остаться дома - матери просто не смогут довести их до школы. Администрация хранит гордое молчание. В качестве последней меры отчаявшиеся педагоги вызвали уполномоченного по правам человека. Дальше, понятно, только Спортлото...

- Те, кто закрывал школу, даже не считают все это нарушениями, - грустно говорит логопед Вера Безрукова. - Нас смешали с грязью. Они не прислушиваются ни к кому. Два человека что-то где-то быстро решили, а плохо стало буквально всем. Все так непрофессионально, так легкомысленно...

Вера Васильевна вежливый человек. Я все-таки настаиваю на другом выражении: через одно место.

Анастасия Кузина

Источник: mk.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ