Архив:

Два года «закону Димы Яковлева» - чудеса случаются, но не со всеми

Около 200 российских детей не смогли уехать к приемным родителям в США после того как 1 января 2013 года, начал действовать «закон Димы Яковлева» или, «закон подлецов», запрещающий усыновление российских детей гражданами США. Закон был принят Госдумой чрезвычайно быстро в ответ на «список Магнитского». В Петербурге тогда, два года назад, не смогли уехать к своим приемным родителям 33 ребенка. Без семей остались самые тяжелобольные дети.

Сейчас, как сообщили в аппарате Уполномоченного по правам ребенка Светланы Агапитовой, семеро детей из этих 33 так и не обрели семью. Это либо дети с тяжелой инвалидностью, либо старшие подростки.

В доме ребенка № 13 до сих пор остается один из этих малышей – грузин по рождению и российский гражданин Николоз. У малыша буллезный эпидермолиз, сложное, требующее постоянного ухода заболевание, так называемый «синдром бабочки». Тогда Николоз был совсем малышом, теперь ему три с половиной года. Американские приемные родители, были готовы взять на себя весь сложнейший уход, но так и не дождались ребенка. А все попытки устроить его в российскую семью успехом не увенчались.

За эти два года случилось и чудо в 13-м доме ребенка. Мальчик Тимофей – ребенок с синдромом Дауна вернулся к своим родителям. Этого малыша хотела усыновить американская семья, они приехали, познакомились с мальчиком, оставили ему фотоальбом, который он всегда просил ему показывать. Там даже фото было его будущей комнаты. О малыше много писали. И…случилось чудо. Его родные родители забрали мальчика домой, где уже родился братик. Более того, как рассказывают в Доме ребенка, родители Тимофея общаются с американскими несостоявшимися усыновителями. Конечно, это не сусальная рождественская история, это такая вот жизнь, со многими трудностями и проблемами. Такая уникальная история.

Удалось найти родителей в России и малышке Свете, которой пересадили печень. И маленькой Яне с синдромом Дауна. Но эти счастливые истории не отменяют того, что семеро детей так и остались сиротами.

Кстати, с 2017 года, возможно, не смогут усыновлять российских детей финны – там с 2017 года законодательно будут разрешены однополые браки. Для Госдумы в ее нынешнем составе и состоянии это означает одно – скорее всего, ни один российский ребенок не сможет больше уехать туда даже в гетеросексуальную семью. Хотя в постановлении российского правительства говорится о том, что запрещено усыновлять детей однополым парам и одиноким гражданам тех стран, где официально разрешены однополые браки.

Но у нас , скорее всего, «подстрахуются» так, что ни один ребенок не уедет вообще.– Финляндия занимает десятое место среди стран усыновляющих российских детей. За прошедшие два года года финнами были усыновлены 33 ребенка из России, в том числе семь инвалидов.

Уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана Агапитова была против принятия «закона Димы Яковлева», считая, что детям, прежде всего, нужна семья, и вторично – в какой стране эта семья найдется. Тем не менее, Агапитова всегда говорила о том, что надо создавать все условия для усыновления сирот в России, для поддержки приемной семьи.

Агапитова напомнила, что спустя год после принятия «закона Димы Яковлева» увеличилось количество детей, усыновлённых россиянами: в 2013 году в Петербурге в семьи устроены 490 детей-сирот, из них 130 уехали в иностранные семьи, а 360 – остались в Петербурге или уехали в другие регионы России. За 2014 год точные данные по усыновлению будут известны к марту.

Заместитель председателя Государственной Думы единоросс Андрей Исаев на двухлетие «закона Димы Яковлева» выступил со статьей, где написал о том, какие преференции имеют теперь российские семьи, усыновившие сирот, в том числе инвалидов. «Если на момент принятия «закона Димы Яковлева» в федеральном банке данных было 119 тысяч детей-сирот, которых нужно было устроить в семьи, то сейчас их 93 тысячи. Это существенное снижение, ничего подобного не было в истории современной России. На фоне роста устройства детей внутри страны закономерно начинает сокращаться иностранное усыновление. За год оно снизилось на 43%. Важно и то, что россияне более активно стали брать в семьи детей-инвалидов. В 2012 году был устроен 971 ребенок, а в 2013 году – уже 1465 таких детей, то есть на 51% больше».

Но Исаев не привел никакого анализа, никаких данных- что стало с теми 200 детьми, кому «закон Димы Яковлева» стоил тогда семьи и жизни. Сколько у нас тяжелых сирот-инвалидов, сколько из них было усыновлено или обрело приемную семью. И сколько за два года было возвратов сирот из семей в сиротские учреждения.

Галина Александрова

Источник: Телеграф