Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

«Сом, ребята, сом!» Волонтеры учат детей-инвалидов с помощью собак и искусства

Добровольцы разрабатывают собственные методики обучения и реабилитации воспитанников детдомов, приютов и пансионатов. Центральный офис «Домика детства» находится на улице Ново-Вокзальной. Маленькая комната уже давно превратилась в штаб-квартиру и неизменное место встреч волонтеров с ребятами. Неизменное, но не единственное. Волонтеры «Домика» регулярно приезжают к детям в социальные приюты, дома ребенка, детские дома и пансионаты для инвалидов. Как и полагается гостям (хотя, они давно уже перестали быть просто гостями), приезжают не с пустыми руками.

Промежуточная остановка

В субботу, 8 ноября, волонтеры отправились в социальный приют «Радонеж». В такие учреждения попадают дети, оставшиеся без попечения родителей. Это своего рода промежуточная остановка между родительским домом и сиротством.

Над центральным входом в приют возвышается зеленый купол. На втором этаже – церковь. Совсем недавно «Радонеж» существовал совместно с приходом в честь Преподобного Иосифа Обручника. Теперь учреждение объединили с социальным приютом «Ровесник».

«В «Радонеже» живут 13 детей в возрасте от 10 до 17 лет», -говорит Татьяна Албутова, заведующая отделением социальной адаптации и профориентации. Население «Радонежа» в этот день временно увеличилось: в гости приехал «Ровесник».

Новые соседи

Событие планировалось знаменательное. Некоторое время назад в приюте появился большой аквариум. Предстояло поселить туда рыбок. Ответственную работу доверили детям.

Пока рыбки ждали переселения, волонтеры «Домика» готовились. Антон Рубин извлекает из мешка колонки, достает ноутбук и проектор, а Настя Бабичева сидит на подоконнике и читает сценарий.

«Мы выбираем тему. Если это дети постарше, говорим о дружбе, любви, предательстве. Начинаем интенсивно по этой теме работать. Показываем видео, презентации, фотографии, разыгрываем сценки с детьми. Они обязательно включаются в обсуждение.

Например, пансионат для инвалидов. Закрытое учреждение, где ребята, в основном, умственно-отсталые, у некоторых еще и физическая инвалидность. Где им узнать, что такое дружба и любовь, как реагировать на обиду, как правильно проявлять симпатию, если они ни разу в жизни не выезжали за пределы пансионата. И никто им этого не объясняет. А потребность есть. Поэтому, к сожалению, в пансионатах возможны изнасилования и тому подобное.

Однажды мы приехали в пансионат для инвалидов, вслед за своим воспитанником (его перевели туда из другого учреждения). Первый вопрос от руководства был: «Как вы нас нашли? О нас вообще никто не знает». Так мы стали первыми волонтерами в этом пансионате.

Ребята были шокированы, обрадованы и не знали, как проявить эти чувства. Многие из них не говорят или разговаривают плохо. Главный способ общения этих ребят - тактильный. С нами приехала 18-летняя девушка-волонтер. И один воспитанник, настоящий бугай, только с развитием 6-летнего ребенка, ее обнял. Девушка испугалась», - рассказывает Антон.

Аквариумист Елена Коняева вместе с Настей и Антоном буквально «погрузили» ребят в аквариумный мир.

«Все сценарии пишет один человек - Настя Бабичева. Она же автор методики – медиа-литературная композиция. Это сплав литературного произведения и необычных форм его подачи», - улыбается Антон.

Удивительно, как Настя Бабичева общается с детьми. Придумывает замечательные сравнения, запоминающиеся образы, задает вопросы.

Все вместе мы отправились в холл, чтобы выпустить рыбок в аквариум. Ребята заворожено наблюдали за подводными жителями. «Сом, ребята, сом!» - изумленно восклицал чей-то детский голосок.

Был ли мальчик?

«Эти занятия в том числе и реабилитационные. Каждое заканчивается заданием. Например, после темы любовь вырезаем с детьми-инвалидами сердечки к Дню святого Валентина. Они искренне радуются, что взрослые с ними занимаются. Они все творцы у нас: рисуют, делают поделки. А когда видят, что их работы смотрят, то восторгаются - для них же это высшее достижение. Это тоже один из способов - реабилитация положительными эмоциями. Кроме того, это развитие мелкой моторики и, следовательно, мозга.

К сожалению, в пансионатах с ними не занимаются. Там они доживают. У них даже рассчитан возраст «дожития». У нас был мальчик (к счастью, он и сейчас есть): его с 12 лет хоронили. Мы приходим в учреждение, чтобы провести занятие. Спрашиваем: «А где Леша?» А в ответ: «Ой, да что вы с ним возитесь, он и так скоро умрет, у него сепсис крови».

Наш психолог Оксана занималась с девочкой, вслед за которой мы приехали в пансионат из дома малютки. У девочки все в порядке с умственным развитием, но парализованы ручки. Ситуация такова, что деления на умственных и физических инвалидов нет. Всех помещают в одну палату. Большинство там – умственно-отсталые. Образовательных программ, как таковых, не существует. Поэтому те, кто способен учиться, лишены этой возможности. Когда мы начали учить с этой девочкой буквы, а потом занялись чтением, нам тоже говорили: «Она же инвалид, зачем вы ее учите, пусть идет обратно в палату!»

Потом они стали делить детей на сохранных и несохранных: вот этот несохранный, овощ, с ним не надо заниматься.

А сначала нас просто не хотели пускать. Потому что мы уедем, а они там работают постоянно. Кто же с ними будет проводить занятия в остальное время?» - продолжает Антон.

В завершение волонтеры «Домика» предложили ребятам создать свой аквариум с помощью бумаги, красок, цветных фломастеров, ракушек и воображения. Дети радостно принялись за дело.

Где живет восторг

Литературная композиция – далеко не единственная форма развивающего и реабилитационного общения с детьми.

У «Домика детства» есть своя мобильная игротека, с которой волонтеры приезжают к детям. Волонтеры активно используют анималотерапию, это реабилитация и развитие с помощью животных. «Самая действенная, с нашей точки зрения – канистерапия, с помощью собак. Работают специально обученные канистерапевты, так мы называем наших собак. На самом деле все их обучение сводится к тому, чтобы они позволяли делать с собой все, что угодно. Их дергают за хвост, тискают. Это здорово работает, в первую очередь, с инвалидами».

И, наконец, «Домик детства» приобщает ребят к культуре. «Когда мы везем детей-инвалидов на какое-то мероприятие, они искренне радуются даже поездке на автобусе. Экскурсии всегда проходят на «ура». Однажды мы повезли наших девчонок в драмтеатр. Они были в повседневной одежде. Спектакль девочкам очень понравился: они плакали, смеялись. Расстроились только из-за одного: несколько раз им сделали замечание по поводу внешнего вида. В эти же выходные они собрались все вместе и поехали на рынок - покупать платья и юбки. В следующий раз в театр они пошли, как светские дамы. Терапия искусством», - заключает Антон. Праздник подошел к концу. Ребята из «Ровесника» уехали. В комнату заглядывает воспитатель и зовет ребят на второй этаж. Мальчик по имени Баир не прощается, знает, что «Домик детства» обязательно приедет снова.

Александра Мишина