Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

На показ. «Первая поп-звезда с протезом» Виктория Модеста как неудачный пример «вдохновляющего порно»

Главной музыкальной интернет-сенсацией прошлой недели стал клип на трек "Prototype" британской певицы латвийского происхождения Виктории Модесты, которая позиционирует себя как первая поп-звезда с ампутированной конечностью. 

Ни про клип, ни про песню сказать особенно нечего: очевидное подражание Леди Гаге (Lady Gaga) и Кристине Агилере (Christina Aguilera) образца альбома "Stripped" (2002). Однако бравада, с которой Виктория Модеста демонстрирует свой высокотехнологичный протез, все-таки требует оценки, так как представляет собой едва ли не самый отвратительный пример "вдохновляющего порно", который мне встречался.

Термин "inspiration porn" придумала Стелла Янг (Stella Ypung) – австралийская журналистка и комик. Наивно полагать, что проблемы людей с инвалидностью сводятся исключительно к отсутствию пандусов и медицинского обеспечения. Ежедневно инвалиды сталкиваются с чудовищным давлением со стороны "полноценного" общества. Давление это вовсе необязательно выражается в агрессивной форме: над человеком в коляске открыто издеваются либо дети, либо идиоты. Но, появляясь в общественном месте, он неизбежно привлекает к себе повышенное внимание. В Нью-Йорке или Берлине ему улыбнутся – что, в общем-то, тоже можно считать дискриминацией, ведь за этой улыбкой скрывается мысль: "Вот так-так, у тебя ДЦП, а ты пытаешься жить нормальной жизнью. Молодец!". В Москве, скорее всего, сочувственно покачают головой: "Вот так-так, ты пытаешься жить нормальной жизнью, а у тебя ДЦП. Бедняга!"

Трагедия человека с инвалидностью заключается в том, что, даже руководствуясь самыми лучшими побуждениями, люди без инвалидности постоянно подчеркивают его исключительность. И понятие "исключительность" здесь тождественно понятию "ненормальность". В нашем сознании прочно сидит представление о том, что иметь две ноги – нормально, а одну – ненормально. При этом мы путаем физиологическую норму с нормой социальной. Даже если у тебя четыре ноги, две головы и восемь рук, нет ничего необычного в том, что тебе нравится гулять, вкусно есть, ходить на свидания. Работать, получать образование, заниматься благотворительностью. Петь, танцевать, хорошо выглядеть. По справедливому замечанию Стеллы Янг, любой инвалид, который считает себя обычным человеком, становится примером для подражания. Мол, посмотрите, здоровые люди: вот он с костылями – и не отчаивается, а вы, с руками-ногами, ноете и жалуетесь. Мотивирующие картинки с подобными подписями – и есть, по Янг, "вдохновляющее порно".

Будь Виктория Модеста глухонемой певицей, я бы еще поняла желание сделать на этом акцент: все-таки в некотором роде сверхспособность. Впрочем, даже в таком случае этичность позиции продюсера вызывала бы большие сомнения. Как бы то ни было, Виктория Модеста не просто демонстрирует, что и с одной ногой можно танцевать (а почему, собственно, нет? это делают сотни тысяч людей по всему миру). Не просто шокирует откровенными нарядами и видом культи. Не просто фетишизирует протез. С помощью всего перечисленного выше она всего лишь отвлекает слушателя от своей откровенно фиговой музыки, манипулирует им. И, вдобавок во всему, совершает возмутительный поступок: намекает, что инвалидность может быть осознанным выбором. А как еще трактовать кадр клипа на "Prototype", в котором девочка, глядя на мультгероиню с протезом, отрывает ногу кукле?

Виктория Модеста – не первый и не последний исполнитель с инвалидностью. Взять хотя бы Рика Аллена (Rick Allen) из Def Leppard или Блэйна Харрисона (Blaine Harrison) из Mystery Jets. До тех пор, пока я не увидела, что последний передвигается на костылях в видео на трек "You Can’t Fool Me Dennis", мне бы и в голову не пришло, что он – инвалид. Ну да, я замечала, что на концертах Харрисон всегда сидит, а не стоит – но, мало ли, вдруг ему так удобно. Харрисон никогда не пользовался своей инвалидностью как инструментом воздействия на аудиторию – и аудитория со временем сама перестала обращать внимание на его костыли. Значит, для какой-то части поклонников Mystery Jets любой встреченный на улице человек с костылями – уже не объект сострадания или восхищения, а просто человек. Только так и нужно бороться со стереотипами – а не тыча нас носом в инкрустированный бриллиантами протез.

Мария Иванова

Источник: ЗВУКИ.РУ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ