Архив:

«Я смогу. Помоги!» Основная проблема – семьи, которые прячут детей с ограниченными возможностями, потому что стесняются их

Программа помощи детям с ограниченными возможностями здоровья «Я смогу. Помоги!», разработанная республиканским центром для детей с ограниченными возможностями «Росинка», стартовала в Карачаево-Черкесии . Основная цель проекта - максимально поспособствовать тому, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья росли в семье, а точнее, сделать все, чтобы родители не отказывались от детей-инвалидов и не отдавали их в детские дома.

Корреспондент КАВПОЛИТа поговорил с куратором программы Марией Алакаевой о несговорчивых родителях и инклюзивном обучении. 

- Мария, расскажите подробнее о проекте. Я знаю, что у него несколько направлений и что вы работаете не только с детьми, но и с родителями...

- Да, перед нами стояло несколько задач. Первая – создать программу помощи семьям. Эту задачу решает служба «Домашняя няня», где волонтеры помогают родителям справляться с детьми, заниматься со своим ребенком без помощи специалистов, рассказывают о логопедических упражнениях, учат делать массаж, проводят музыкотерапию и так далее.

Вторая наша задача (и мне кажется, что самая важная) была – вытащить семью, в которой растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья, из изоляции. Поэтому мы приняли решение проводить инклюзивные досуговые мероприятия. Для этого мы создали «Родительский клуб» – место, где родители особых детей принимают участие в занятиях с психологом, который помогает им справляться с эмоциональным напряжением, подсказывает, как справляться со стрессом и эмоциями, потому что со многим родители таких детей не могут справиться самостоятельно. И это нормально, что им нужна помощь.

«Мы затрагиваем тему отцов, которые зачастую уходят из семьи, когда рождается ребенок с инвалидностью» - Мария Алакаева

Вместе с тем создана целая программа тренингов мотивации дальнейшего воспитания ребенка в семье. Специалисты помогают родителям осознать, что их ребенок – личность, наделенная уникальными способностями и талантами, которые он может реализовать с их помощью.

И еще есть «Детский клуб», там мамы выплакиваются, выговариваются и могут получить консультацию психолога: как во время тренинга, так и после самого занятия.

- На мам, безусловно, ложится большой пласт ответственности, а какая работа идет с отцами, есть ли она?

- Конечно, мы не только тему мамы и ребенка поднимаем, но и отцовской роли. Много говорим об отношении отцов к ситуации, когда в семье растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья, говорим о необходимости их участия в процессе воспитания.

И стараемся вместе с этим затрагивать тему отцов, которые зачастую уходят из семьи, когда рождается ребенок с инвалидностью. 

- Вы уже провели несколько занятий, насколько ваша программа соответствует реальности, получается ли ее воплотить в полной мере?

- Не всегда. У нас есть определенное видение того, как все должно быть, но практика иногда показывает, что нужно вводить некоторые коррективы, и мы не оставляем это без внимания, стараемся менять детали по ходу дела.

- Тема воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья не только в КЧР, но и по всей стране не особо охотно поднимается. Как вашу программу принимают сами родители?

- Нужно сказать, что мамы неохотно принимали участие, особенно поначалу. В первую очередь родители думают: зачем мне реабилитация, когда я занимаюсь реабилитацией ребенка. Кому-то некогда, а кто-то не желает выходить из замкнутого образа жизни.

Основная сложность заключается в том, что некоторые семьи прячут своих детей, некоторые семьи стесняются. С такими случаями очень сложно работать. А есть, наоборот, другие семьи, которые осознают ребенка все же полноценным в плане того, что он такой же человек, он такой же ребенок, он уникален, но просто в чем-то другом. И что вот он отличается, но при этом он хуже не становится.

«Основная сложность заключается в том, что некоторые семьи прячут своих детей, некоторые семьи стесняются» - Мария Алакаева

Но чем дальше, те проще. «Сарафанное» радио работает, мамочки друг другу рассказывают, делятся. И уже чуть-чуть легче становится привлекать их на занятия родительского клуба. После занятий у большинства положительные отзывы. Кто-то желает продолжения, но по определенной тематике. То есть видят, как тяжело, а уже в процессе данных занятий женщины понимают, что это нужно и важно.

- А если отойти от программы, насколько республика в целом приспособлена для людей с инвалидностью?

- За последнее время очень многое было сделано. Особенно в рамках программы правительства республики «Доступная среда». Большинство объектов и учреждений приспособлены, есть пандусы, специальные лифты, транспорт с подъемниками для колясочников, библиотеки, театры, где проводятся концерты. Не могу сказать точное процентное соотношение, но за последний год очень много сделано для того, чтобы среда была действительно доступной и для колясочников, и для слабовидящих, и для слабослышащих людей.

- В связи с тем, что за последний год в республике, по вашим словам, очень многое сделано для людей с инвалидностью, не могу не спросить: насколько актуально это все для региона?

- Эта тема очень актуальна в республике. Именно поэтому глава нашей республики Рашид Темрезов объявил этот год Годом людей с ограниченными возможностями здоровья и детей-сирот. И вы знаете, целый год проводились самые разные мероприятия, посвященные именно тематике детей и взрослых с инвалидностью

«Те, кто учится в школе и кто учится дома, готовы учиться вместе. Как правило, не готовы родители» - Мария Алакаева

Я работаю по деткам-инвалидам, их чуть более трех тысяч по всей Карачаево-Черкесии. Так как у нас республика небольшая, цифра довольно высокая.

- Ваша программа начала работать и вам удается вовлекать в нее людей. Думаете ли вы продолжать деятельность в этом направлении? Может быть, поднимать вопросы инклюзивного образования в республике? 

- В рамках этого проекта мы пока не можем говорить об инклюзивном образовании. Но недавно мы организовали марафон «Сто причин для доброты», целью которого как раз-таки была работа с детьми, обучающимися на дому. Проводилось исследование, насколько дети, учащиеся в школе и дома, готовы заниматься вместе. И нужно сказать, что они готовы.

Не готовы, как правило, взрослые. Основную работу нужно вести с учителями и родителями. Республика стремится внедрить инклюзивное образование, и иногда это даже получается, но пока это частные случаи, которые практикуются в некоторых классах.

Маша Твардовская

Источник: Кавполит

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ