Архив:

Смелые идеи по ту сторону забора...

У психоневрологических интернатов в нашей стране репутация незавидная. Многие считают: попав туда, люди просто доживают свой век… На днях нам представилась возможность увидеть, что на самом деле происходит по ту сторону забора. Журналистов «ТИ» пригласили на ежегодное родительское собрание в Винзилинский психоневрологический интернат.

Помочь адаптироваться

Его сотрудники поставили перед собой нелёгкую задачу: разрушить устоявшиеся в обществе стереотипы. Убедить: жизнь в интернате — почти как пребывание в оздоровительном лагере. Правда, по бессрочным путёвкам. К слову, выделяются они безвозмездно.

Первое, что замечаешь, приветливые лица постояльцев. Как ни странно звучит, гостям здесь обычно рады. А в родительский день — тем более. Постояльцы (в интернате принципиально не используют слово «больные») пристально всматриваются в наши лица, словно спрашивая: «Вы к кому?..»  Увы, некоторые с трудом могут вспомнить своих родных.

— У наших клиентов — разные истории болезни, разные судьбы. Есть те, кто сорокаградусной подпортил себе жизнь и сознание. Но у большинства имелась генетическая предрасположенность, — замечает директор интерната Игорь Поляков. — Болезнь может прийти к любому, вне зависимости от образа жизни, социального статуса и толщины кошелька.

Получается, живёт человек, строит планы на будущее. И вдруг — раз, и привычный мир рушится. Что происходит? Что за глубинные процессы вызывают психическое расстройство? Загадка…

— Важно помочь нашим клиентам хоть как-то социально адаптироваться, — подчёркивает Игорь Александрович. — Обратите внимание, в интернате сегодня работает много молодёжи. Не всякий выдерживает такую психологическую нагрузку. Но те, кто задержался, — это неравнодушные, преданные своему делу специалисты. Их не пугают трудности.

— Платные услуги населению оказываете? — уточняем.

— Да. В среднем ежемесячно 25 человек находятся на лечении в стационарах. Мы занимаемся только уходом, наблюдением. К сожалению, случаются ухудшения состояния. Временно освободившиеся койкоместа используем для предоставления платных услуг населению. На данный момент в интернате проживает 391 человек, из них только 71 — платник.

— А улучшения бывают?

— В этом одно из отличий интерната от больницы: здесь не лечатся и не выздоравливают. Мы стараемся обеспечить стабильное протекание заболевания. Хотя… Могу привести несколько примеров. В интернат не так давно поступил молодой человек, он не говорил вообще. Сегодня может произносить отдельные фразы, общаться. Есть ребята, которые раньше только ползали, теперь начали вставать на ноги и передвигаться, опираясь о стену.

— Здесь люди живут, развиваются… Мы искренне радуемся их успехам, — признаётся замдиректора по медицинским вопросам Зинаида Лапинская. Четыре года назад она пришла в интернат. Прежде работала главным врачом Винзилинской больницы. Повидала всякое. Но… Когда устроилась сюда, первое время было не по себе.

— В интернате много клиентов с тяжёлыми психическими заболеваниями, физическими отклонениями. Постепенно учишься не замечать лишнее, привязываешься к ребятам, — продолжает разговор Зинаида Максимовна. — Как иначе? Общаешься с ними каждый день не по одному часу, безразличным оставаться невозможно. Клиенты называют врачей и медсестёр мамами. Никто не протестует. Если им так легче, почему бы и нет? Медицинский персонал в интернате очень сильный. И всем приходится быть постоянно начеку.

Чтобы мечты исполнялись

В числе смелых идей руководства Винзилинского интерната — создать максимально комфортные условия для проживания, развития личности. Сделать всё возможное, чтобы здешние обитатели чувствовали себя комфортно и за пределами интерната, могли бывать в других городах и странах.

— Моя задача — быть их поводырём, помочь исполнить мечты, — уверяет Игорь Поляков.

И это не пустые слова. Летом ребята из Винзилинского интерната побывали в Германии, в городке Бад-Цвишенане. Поездка стала для них незабываемым событием. Посетить неведомую ранее страну они смогли в рамках проекта «Совместные каникулы». Он был разработан Фондом имени Лёве и Винзилинским психоневрологическим интернатом. Цель проекта — создание условий для полноценного отдыха и самореализации людей с интеллектуальными нарушениями.

— Поездка стала очередным событием в непростой судьбе тех, кто шаг за шагом открывает для себя мир, — рассуждает Игорь Александрович. — Доступная среда для инвалидов — не только возможность побывать в театре или музее, но и в других городах и странах.

Добавим, что в августе 2013 года 20 человек из Винзилин-ского дома-интерната ездили в Санкт-Петербург. Они побывали в Петропавловской крепости, Царском Селе, на Марсовом поле, в Екатерининском дворце.

…Раз в году, в день собрания, гостям предлагают своими глазами увидеть, в каких условиях живут родные: пройтись по коридорам, заглянуть в комнаты, столовую, пекарский, овощной и другие цеха, банный комбинат, склады для хранения вещей... Можно также получить юридическую консультацию (по финансовым, имущественным и другим вопросам), пообщаться со специалистами по социальной работе, с профильными врачами.

В третьем корпусе, где мы и побывали, есть женская и мужская половины. В каждой комнате живут по четыре человека. В комнатах, не похожих на больничные палаты, чисто и довольно уютно. Домашнего уюта добавляют коврики на стенах, различные милые безделушки… Такие вольности здесь не просто разрешаются — приветствуются.

Постояльцы в день экскурсии занимались обычными делами. Кто-то смотрел телевизор в холле, кто-то просто отдыхал. А волонтёры и те, кому разрешено работать, вышли на смену. Трудотерапия, как известно, только на пользу.

— По утрам провожу для проживающих зарядку, — уточнила Ирина Лысенко, специалист по социальной работе. — Обычно в холле собирается человек восемь — те, кто может сам передвигаться. Слежу, чтобы по утрам кровати заправляли, на прогулки вожу, заявления помогаю написать (кому что необходимо приобрести). А по средам веду спортивный кружок — настольный теннис. Играют 11 человек. Получается у них неплохо, — улыбается.

В интернате есть также секция по футболу. Тренировки посещают 13 человек, семеро играют в шахматы и шашки. Одно из популярных здешних увлечений — дартс. Зимой те, кому позволяет здоровье, катаются на лыжах.

— В кухне 1-го корпуса действует кружок «Готовим с удовольствием», — отметил Алексей Вевчеренков, заместитель директора по социальным вопросам. — Занимаются в нём пять девушек (из числа тех, что проживают семьями). Кружок «Умелые ручки» посещают 10 человек. В числе знаковых событий этого года — I спартакиада среди психоневрологических интернатов, соревнования по лыжным гонкам, настольному теннису, шахматам, дартсу и мини-футболу. В общем зачёте команда интерната заняла третье место. Традиционным было участие наших артистов в ежегодном областном фестивале творчества граждан пожилого возраста и инвалидов «Крылья души».

— На сегодняшний день трудовая деятельность согласно программе реабилитации рекомендована 66 клиентам, — подчеркнул Алексей Александрович. — Трудятся на благо учреждения 47 человек. Они получают установленную зарплату. В интернате работают также 53 волонтёра из числа проживающих. Наши помощники в проведении различных мероприятий — учащиеся Богандинской школы № 2. Они не раз в этом году приезжали с концертами и развлекательными играми. Ребята охотно общаются с инвалидами.

Нечужие люди

В интернате работает начальная школа. Не первый год за парты садятся уже взрослые ученики. Обучение проводится по коррекционной образовательной программе восьмого вида. Чтению, письму и счёту обучается около двадцати человек. Многие из них благодаря данному проекту впервые в жизни смогли написать своё имя. Уроки ведёт учитель начальных классов Богандинской школы.

Благодаря регулярным занятиям четыре ученика читают тексты осознанно, пятеро — по слогам. Двое знают буквы. Пишут диктанты, грамотно списывают два человека, списывают буквы по образцу — восемь человек. С тестами по математике за четвёртый класс справились двое. В пределах ста считает один человек, до десяти-двадцати, но испытывают трудности со складыванием и вычитанием — 14 человек. Кроме того, проживающие изучают денежные знаки и обращение с ними. Чтобы проще было сориентироваться в магазине настоящем, в интернате «работает» игрушечный.

— У меня здесь находится брат. Так уж случилось, заболел. Понимаете, невозможно постоянно находиться с ним рядом, — вздыхает одна из посетительниц. — Мама жива была, ухаживала. Он безобидный, навредить разве что себе может. Ходил, в силу заболевания, с протянутой рукой. Народ-то у нас жалостливый. Кто пятак положит, кто денежку посерьёзней. Соберётся нужная сумма — он в магазин, за чекушкой. А дальше… Ищешь его, домой тащишь, в чувство приводишь. Зимой и замёрзнуть мог. Два года он в Винзилях. Конечно, навещаю брата регулярно, когда силы и здоровье позволяют. Вижу, спокойней стал, адекватней. И всё благодаря людям, которые работают здесь. Хотите верьте — хотите нет: мне самой они уже не чужие...

— Это не просто интернат, а маленький город, — делилась впечатлениями одна из активисток попечительского совета. — В нём живут, занимаются творчеством, спортом, работают, даже влюбляются люди, с которыми судьба сыграла злую шутку. Здесь у наших ребят снова появляются мечты. Шесть лет в интернате находится мой сын. За последние годы здесь всё изменилось в лучшую сторону. Время от времени приезжаю сюда — смотрю, как обстоят дела. Всякий раз убеждаюсь: причин для волнений нет.

В августе 2013 года 20 человек из Винзилинского дома-интерната ездили в Санкт-Петербург. Побывали в Петропавловской крепости, Царском Селе, на Марсовом поле...

72713e264308d84c82e11d63621583bf.jpg

7a1cc4499668f9e6abd4ad491eba35c2.jpg

0b505718268b82fa62351b292f0c1730.jpg

8849421bd861a164cbc031d5b63528dd.jpg

48f97a68dfe620d8bb7911dfc723a4e3.jpg

Любовь Киселёва

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ