Архив:

Каждому по потребностям

С начала 2015 года вступает в силу закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Что в нем нового? Кто будет иметь право на получение бесплатной социальной помощи? Об этом по просьбе редакции рассказывает заместитель начальника областного управления социальной защиты населения Сергей Кораблин. 

— Обновление законодательства в сфере социального обслуживания населения назрело давно. Действующий сегодня закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» был принят в 1995 году и в настоящее время уже не совсем актуален. Изменились социально-экономические условия жизни, у людей появились новые потребности, и соответственно менялись стандарты и подходы к оказанию социальных услуг, внедрялись новые технологии социального обслуживания. Возникла необходимость и в обновлении, конкретизации ряда положений прежнего закона, приведение его в соответствие с изменившимися условиями. К тому же в регионах существуют различия в отдельных вопросах предоставления социальных услуг. Новый закон устанавливает единые правила предоставления социальных услуг на всей территории страны.

Устанавливает он и новые термины, а также определяет права и обязанности получателей социальных услуг и организаций, предоставляющих такие услуги. Предусматривается индивидуальный подход к каждому нуждающемуся в помощи, исходя из потребности гражданина в конкретных социальных услугах.

В целом закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в России, повышение ее доступности, качества и эффективности, что будет достигаться, в том числе, посредством государственного и общественного контроля.

— Новый закон вводит понятие индивидуальной нуждаемости: орган социальной защиты населения совместно с человеком, нуждающимся в оказании социальных услуг, разработает индивидуальную программу, в которой будет прописан механизм оказания помощи. Как это будет работать на практике? 

— Действительно, в законе есть четкая установка — ориентация на индивидуальную нуждаемость человека. Это значит, что во внимание будут приниматься все параметры: способность обслуживать себя в силу возраста или заболевания, потребность в постороннем уходе, материальное положение, наличие внутрисемейных конфликтов и так далее. И уже на основе этого будет формироваться индивидуальная программа с указанием всех социальных услуг, в которых нуждается конкретный человек. Срок действия индивидуальной программы — три года, но она может пересматриваться.

— Из закона убрали формулировку «трудная жизненная ситуация», но установили обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. Не получится ли, что гражданам будет трудно доказать необходимость получения помощи?

— Дело в том, что термин «трудная жизненная ситуация» можно толковать по-разному. Поэтому принято решение использовать более конкретные формулировки. Это, к примеру, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; отсутствие возможности обеспечить уход за инвалидом; отсутствие попечения над детьми. Органы соцзащиты объективно подойдут к определению нуждаемости человека в социальных услугах.

— Не сократится ли в следующем году перечень и условия предоставления социальных услуг?

— Перечень услуг не только не сократится — это прямо запрещает новый закон, но и будет расширен и уточнен. К примеру, появится такая услуга, как обучение навыкам компьютерной грамотности. Более того, новый перечень социальных услуг будет рассматриваться депутатами областного Совета и утверждаться законом Липецкой области. Учитывая индивидуальный подход к каждому человеку, возможность выбора услуг из рекомендованных в программе, качество социального обслуживания будет только повышаться.

Также кроме уже привычных социальных услуг (покупка продуктов, лекарств, уборка в квартире, приготовление пищи) будут оказываться услуги, которые никогда не входили в систему соцобслуживания. Это социальное сопровождение, что означает содействие человеку, получающему социальные услуги в нашей системе, в получении иных видов помощи — медицинской, психологической, педагогической или юридической. Здесь включается механизм межведомственного взаимодействия различных организаций, а социальный работник выступает посредником между гражданином и такими организациями.

— По каким критериям будет решаться вопрос о платности услуг? Не получится ли, что в целом социальные услуги переведут на платную основу? 

— По закону все несовершеннолетние дети имеют право на получение социальных услуг бесплатно. Плюс те, кто пострадал в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов. Для остальных граждан основным критерием для получения бесплатной социальной помощи будет среднедушевой денежный доход: он не должен превышать полтора прожиточных минимума. И число граждан, получающих услуги бесплатно, увеличится, ведь сейчас действует норма в один прожиточный минимум. Но и у тех граждан, среднедушевой доход которых окажется больше полуторной величины прожиточного минимума, размер платы за социальные услуги на дому будет ограничен половиной разницы между величиной своего дохода и полуторной величиной прожиточного минимума.

— Появился новый принцип социального обслуживания: «сохранение пребывания гражданина в привычной, благоприятной социальной среде». Что это означает? 

— Это означает, что направление нуждающегося в помощи человека в стационар должно быть самой крайней мерой. Важно сохранить для него привычную жизненную среду и обстановку, обеспечить возможность нормальной жизни в своем доме. Это будет обязательно учитываться органами соцзащиты при составлении индивидуальной программы оказания помощи.

— Кто будет давать независимую оценку качества оказания социальных услуг, как того требует закон?

— Эта оценка в области уже осуществляется. Оценивают качество социальных услуг как эксперты, так и сами получатели. Эксперты входят в состав Общественного совета при управлении соцзащиты населения. Члены совета посещают учреждения ­соцобслуживания и оценивают их деятельность по ряду критериев. Получатели услуг, в свою очередь, опрашиваются посредством анкетирования. По результатам будет составлен рейтинг, изучить который в Интернете сможет любой желающий.

— С учетом многих новшеств потребуется ли социальным работникам переобучение? Предусматривается ли создание новых структур?

— Принятие закона не потребует дополнительного персонала. Наши специалисты уже обучаются нормам нового закона, особенно технологии социального сопровождения. Положения нового закона широко обсуждаются с руководителями и специалистами учреждений ­соцобслуживания. Проводятся обучающие семинары. Кроме того, в 2014 году около трети соцработников области окончили курсы повышения квалификации в ЛГПУ и ЕГУ имени И.А. Бунина. Я уверен, что новые правила будут успешно внедрены в сферу социального обслуживания и качество социальных услуг повысится.

Анна Богданова

Источник: Липецкая газета

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ