Про клопов
А началось с того, что Наталия Владимировна Захарова предложила немножко поиграть. Тема занятия была тяжелая – методы оказания психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, и мы, специалисты разных сфер, практики, уже без малого час говорили о главном – как помочь родственникам внутренне принять своего необычного ребенка.
Если честно, это казалось таким естественным – принять, что даже как-то неудобно становилось за них, других, тех, кто оказывался вдруг не в силах это сделать. Мы обсуждали примеры. Сокрушались. И все выходило, что есть мы, такие понимающие и толерантные, и почему-то они. Вот тут Наталия Владимировна и предложила поиграть, как она обычно играет с родителями и их особенными детьми у себя в Череповце.
Мы собрались вокруг горки бумажных полосок, на каждой из которых значился кто-нибудь из животного мира: «Орел», «Олень», «Удав», «Утконос»... – и Наталия Владимировна предложила выбрать тех, кого бы мы взяли к себе в команду. А спустя пять минут – тех, кого взяли бы из оставшихся. Так сказать, во вторую очередь, но все же.
Треть из нас были педагоги, и как минимум четверть – психотерапевты, да и остальные наверняка считали себя как минимум на интуитивном уровне хорошими психологами, а потому с выбором долго не мучались: «Корову возьму, очевидная польза... Лису – пригодится! Товарищи! Где муравьи? Муравьи остались?» В общем, когда все отхлынули и стало видно, кто же остался, предстали нам сплошь крокодилы, крысы, вши да клопы. Впрочем, это оказалось даже не главное, кого оставили и почему.
— Так и происходит зачастую набор «в команду» в нашем обществе: кого-то хотим брать, а кого-то не хотим, потому что в голове у каждого существуют достаточно устойчивые образы, хотя ни одно живое существо на Земле не лишнее, и у каждого есть свои большие плюсы, – заметила Наталия Владимировна. – Поэтому сейчас делимся на группы. Вы будете клопы, вы – крысы, вы – змеи. И теперь – кто найдет в себе как можно больше хороших сторон?
Чтобы не жить в этом годами...
Все эти игры на самом деле – серьезная форма работы с детьми и их родителями, диагностика и профилактика в одном флаконе. Потому что неприятие родителем своего ребенка, говорят череповчане, встречается гораздо чаще, чем принято считать, причем зачастую это – скрытое неприятие, когда родители сами того не осознают или боятся себе в этом признаться. И чтобы помочь распутать клубок проблем, с этого надо начинать.
— Опыт показывает тяжелую картину происходящего в семьях, где рождается особенный ребенок: нервнопсихическое напряжение, тревожность, огромное количество нарушений детско-родительских отношений, скрытое или полное неприятие ребенка, – рассказывала Анна Зайцева.
— Страшно, когда люди живут в этом годами, – рассуждала она. – Поэтому таким семьям нужна особая служба семейного сопровождения. Все должно быть направлено на выявление семейного неблагополучия на самых ранних этапах, когда процессы еще не стали патологическими. Ведь профилактика семейного неблагополучия – это и профилактика социального сиротства.
Правда, для этого, заметила она, обязательно необходимо плотное межведомственное взаимодействие. Потому что с семьями, где есть дети с ограниченными возможностями, сложнее, чем с обычными: не все дети доходят до детских садов. В Череповце конкретно для таких семей существует благотворительная программа, в рамках которой как раз и работают Анна Зайцева и Наталия Захарова. Режим посещения занятий – свободный. Формы работы – самые разные. Дети с диагнозами – тоже.
Но это – чисто частная инициатива. Там как? Обращаться или нет, семьи решают сами, но им дают информацию о такой возможности. Где? В поликлиниках по месту жительства. Потому что куда-куда, а в поликлинику семья стопроцентно придет.
— Сейчас межведомственное взаимодействие идет постоянно: с поликлиниками, детскими садами, школами. И в том числе потому, что для нас важно не задерживать семью у себя, но сделать так, чтобы там, куда она ушла, ей было хорошо, – рассказывала Анна Анатольевна. – Вот, к примеру, наши ребята-аутисты: из одиннадцати человек шестеро ушло в школы, пятеро – в детские сады. Понятно, что сразу там не были готовы к их появлению...
Родители за бортом
Наши, архангельские, специалисты поделились своими мыслями:
– Да, хочется вовлечь таких родителей и детей в какую-то совместную деятельность, показать взрослым их ребеночка с разных сторон, потому что многие просто не видят, как можно взаимодействовать...
— Да и, в общем-то, родители вовлечены, только, сами понимаете, когда ребенок маленький еще, родители идут на контакт чаще. А вот к школьному возрасту потихоньку сникают. – Начинают «выгорать», поскольку не видят почвы для совместной деятельности, – живо среагировала Анна Анатольевна.
— Нам тоже, когда начинали, это не давало покоя. Хотя родители присутствовали на наших занятиях с детьми, тесного взаимодействия между ними и ребенком не было. И до некоторой степени семья всегда оставалась за кругом. Но нужно сделать так, чтобы им хотелось быть рядом со своим ребенком, чтобы им хотелось творить. Теперь мы постоянно ищем новые формы работы и предпочтение отдаем именно групповым занятиям, когда вместе занимаются разные дети и разные родители. Причем приглашаем не только мам и пап, но и бабушек, дедушек, сестер, братьев, потому что семья – это единый организм, и если у одного что-то не так, это обязательно отражается на всех.
— И запомните: очень много реабилитационного досуга. «Вытаскивать» семьи куда только можно, чтобы они не боялись никуда ходить. Потому что они часто бывают замкнуты. Объясняйте им: «Да, ребенок ведет себя не так, как другие. Или не контролирует себя. Но он на данный момент – такой, и если у него не будет выхода в другие группы, ничего и не произойдет. Поэтому лучше начинать все это в нашей группе, теплой, комфортной и безопасной», – поддержала Наталия Владимировна.
— Исключение – семьи в состоянии переживания острой потери. Когда известие, что ребенок родился «не такой», внезапное, как удар, и люди никак не были готовы «проигрывать». Этот острый «момент потери» нужно правильно пережить. Поэтому пока с ними нужно работать по-другому. Мы поняли: нужно объединять таких родителей по интересам, то есть по заболеванию ребенка – как можно раньше, когда ребенок только-только родился или только-только выявилась проблема. Это особая группа поддержки, и вместе с «новичками» туда полезно включать тех родителей, которые уже пережили кризис и имеют некоторый опыт и ресурс. Они смогут передавать другим позитив.
Что же касается всех других групп – смешанных – очень важно, чтобы занятия в таких группах проходили эмоционально очень насыщенно, а формы работы были нестандартными, например – театр. Но это – тема для отдельного разговора. Тем более что мы никогда сразу в театральную деятельность семью не окунаем. Зачастую семья бывает просто не готова. Должны быть определенные этапы подготовки. Поскольку запрос чаще сначала один: «Сделайте что-нибудь с моим ребенком. Со мной? Не надо»...
Наверное, по-другому объяснить такие сложные вещи и не получится – только вот так, на примерах, моделируя ситуации и предлагая собеседникам пережить свой собственный опыт.
Елена Хлестачева
Источник: Правда Севера