Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Не быть в классе лишними... Детям-инвалидам нужны не только школы

Там, где учатся дети-инвалиды, нужны еще и воспитатели.В послевоенные времена в классах обычных школ всегда был один-другой ученик-инвалид. Мудрые педагоги учили других ребят не тыкать пальцем, а вовремя суметь протянуть руку помощи. Потом наступил период, когда особенных детей стали прятать по домам, и школа мало-помалу отвыкла от тех, кому требуется ежедневное внимание. Теперь особенные дети возвращаются за парты. Как сделать класс удобным для них?

Родителям трудно

У Мити В. аутизм. Раньше таких детей признавали необучаемыми, но теперь стало ясно, что при хорошем уходе, занятиях с ребенком он может социализироваться и даже учиться вместе с другими ребятами. Мама Мити привела сына в первый класс. Села рядом за парту, чтобы ее особенный ребенок поначалу не испугался, почувствовал себя защищенным. Пока маме приходится учиться вместе с сыном.

- Как выяснилось, даже в классе всего с пятью учениками оставить ребенка-инвалида я не могу. Учитель хороший, грамотный педагог, но уследить за всеми детьми ему трудно, - говорит мама. 

В Нижегородской области подошли к решению проблем обучения детей-инвалидов комплексно. Школы нужно перестроить, внедрить новое, чтобы учиться могли все желающие. Из этого постулата исходят и педагоги, и общественники, и областное правительство.

- На самом деле возможности этих ребят безграничны, - говорил губернатор Валерий Шанцев после встречи с детьми-инвалидами, победителями творческих и образовательных конкурсов, занимающимися большим спортом. - Они поют, рисуют, танцуют, занимаются легкой атлетикой. - Они имеют волю и готовы к свершению жизненных подвигов… Если мы будем такими же сильными, как и эти ребята, мы будем способны справиться с любыми проблемами. 

Проект вовлечения особых детей в коллективы учеников школ реализуется в шести учебных заведениях, детских садах, в Городецкой и Автозаводской школах-интернатах.

- Нужно направить часть финансирования инклюзивного образования на зарплату тьютора, - полагает руководитель общественной организации "Верас" Людмила Веко. - Дети с отклонениями нуждаются в защите и повышенном внимании к себе. Бывает, что ребенка-инвалида нужно сводить в туалет, чтобы другие ребята там не выключили свет, например, не толкнули, не обидели; вовремя вывести из класса, если требуется. 

Стажировки руководителей и педагогов в Санкт-Петербурге позволили избежать излишних ошибок, организаторов учебы воодушевил целый ряд семинаров. И хотя решены еще не все вопросы, дело сдвинулось.

Привлечь студентов

С 2011 года регион участвует в реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы по созданию базы образовательных учреждений, реализующих программу общего образования, позволяющих создать условия для совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений в развитии. Реализуются проекты педагогов, методистов, руководителей школ. Множество предложений становится реальностью.

Опыт привлечения студентов-волонтеров в школу хорошо мог бы себя зарекомендовать, выражали мнение родители. Задействовать будущих педагогов плотнее, чем это было до сих пор, собираются в Мининском педагогическом университете. Ректор Александр Федоров говорит о перестройке подготовки учителей, которая с этого года ориентирована на увеличение часов практики и изменение ее направленности. Может быть, именно тогда и появится у учителя хороший помощник?

Жизненная компетенция

На основе образовательного стандарта для инвалидов в Министерстве образования РФ создаются четыре специализированные программы. Их содержание выстроено согласно принципиально новой логике, в которой каждая сфера образования включает 2 взаимодополняющих компонента - академический и "жизненной компетенции". Это позволяет учитывать особенности детей. Уже разработан план поэтапного внедрения новшества. До мая 2015 года, как обещает Москва, подготовят программы повышения квалификации педагогов, работающих с такими детьми. Это совпадает с пожеланиями нижегородских родителей. А второе, не менее важное, чтобы переподготовку прошли члены медико-педагогических комиссий, которые направляют ребят-инвалидов в тот или другой класс. Пока там мало учитывают индивидуальные особенности детей, и эти подходы должны в корне измениться.

Справка

В области формируется сеть базовых организаций, где есть условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов: универсальная безбарьерная среда; оснащение специальным учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов. Сейчас сеть включает 117 базовых общеобразовательных организаций, реализующих программы общего образования, обеспечивающих условия для учебы детей-инвалидов.

В рамках соглашения, заключенного между Министерством образования и науки РФ и правительством области, за период 2011 - 2013 гг. федеральным бюджетом выделено 32 593,3 тыс. рублей, местным бюджетом - 41 706,4 тыс. рублей. В 2014 году на реализацию мероприятий программы предусмотрено 37 786,2 тыс. рублей из бюджета РФ, 16 194,1 тыс. рублей регионального финансирования. В 2015 году в реализации госпрограммы примут участие еще 55 общеобразовательных организаций области.

Цифры

В области проживает 8950 семей с детьми-инвалидами.

Опыт

Сопровождают безотказно

Михаил Жинько, директор школы-интерната Автозаводского района:

- У нас школа такова, что вопросы охраны жизни ребенка, надзорные функции и сопровождение детей приходилось продумывать с самого начала. В процессе обучения и воспитания ребят педагоги сами совершенствовались, и возникла своя система, которую можно было бы использовать и в обычной школе, если там есть дети-инвалиды.

Сейчас ребята у нас, кроме обычной учебы, занимаются компьютерной грамотой. Кстати, многие восьмилетки и все, кто постарше, успешно овладевают предметом, несмотря на то что имеют отставание в умственно-психическом развитии. С каждым приходится заниматься индивидуально.

В силу их особенностей некоторым детям требуется выйти из класса, встать и походить, отвлечься на другие дела. Взять в каждый класс тьютора, помощника учителя, мы не можем, не позволяет штатное расписание. Но у нас существует специальная внутренняя связь, по которой учитель сразу связывается с отделением воспитания, где ждут специалисты, которые встречают детей после учебы. Они приходят и решают все проблемы в нужный момент. Один человек ведет детей-инвалидов из класса, например, в мастерские. Там преподаватели также встречают ребят. Система сопровождения действует у нас безотказно и ненавязчиво, нельзя ребят-инвалидов оставлять ни на минуту, и, хотя специальных ставок для этого мы выделить не можем, пользуемся тем, что есть в интернате, и система, которую здесь мы разработали, действует.

Нам отвечают

Альтернативно и традиционно

На 1 сентября 2014 года в Нижегородской области функционирует 39 специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов, в которых обучается 5678 учащихся. 

В Нижнем Новгороде инновационная образовательная деятельность связана прежде всего с развитием инклюзивного образования. В настоящее время значительное количество детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно 1688 человек, включено в образовательный процесс в общеобразовательных классах.

Сегодня дети-инвалиды из 45 муниципальных районов и городских округов области учатся дистанционно. Их обучают 133 педработника Ресурсного центра дистанционного образования детей, работающего как структурное подразделение Нижегородской областной специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей.

В настоящее время в области дистанционно обучаются 230 инвалидов. Это все дети-инвалиды, обучающиеся индивидуально на дому.

Вера Чеботарева

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ