Архив:

Светлана Борисовская: «Главное - изжить чувство зависимости»

О том, как сегодня живётся в Саратовской области людям с ограниченными возможностями, мы беседуем с Заслуженным тренером России, директором детско-юношеской спортивно-адаптивной школы «Реабилитация и Физкультура» Светланой Борисовской.

Набирают обороты

- Светлана Алексеевна, чем сегодня занимается «РиФ»?

-: Школе в этом году исполнилось 20 лет. Работа начиналась в Саратове с нескольких групп по плаванию, в которых занимались 70 человек. Постепенно с учетом потребностей детей, пожеланий их родителей и опыта самих тренеров в школе открывались группы по другим видам спорта. Сегодня «РиФ» имеет отделения в 15 городах области.

Реабилитацию средствами физической культуры и спорта проходят более тысячи детей-инвалидов. Есть лицензия на медицинскую и образовательную деятельность. Среди оказываемых медицинских услуг - массаж, лечебная физическая культура, физиопроцедуры, в числе которых несколько видов саун. Учебно-тренировочные занятия проводятся уже по 11 дисциплинам: плаванию, лёгкой атлетике, настольному теннису, пулевой стрельбе, греко-римской борьбе, лыжным гонкам, конному спорту, дзюдо и спортивным играм - бочча, дарц, новус.

- Как узнают о школе?

- Как только ребёнку устанавливают инвалидность, ему сразу же выписывают направление в нашу школу. Попасть к нам очень просто, очереди нет. Принимаем всех, у кого нет противопоказаний. Сначала дети приходят к нашему врачу с полной медицинской картой. После осмотра врач назначает медицинские процедуры и рекомендует наиболее подходящий вид спорта. Конечно же, до шести лет дети ещё определяются, какую дисциплину выбрать. Им в этом помогают и тренеры, и врачи, и родители. Поначалу родители утверждают, что не планируют, чтобы их ребёнок становился спортсменом. Говорят: главное - чтобы он пошёл вместе со всеми в школу. Но со временем и дети, и их родители начинают засматриваться на наших паралимпийцев, и их стремления набирают обороты. Ведь и начинающие спортсмены, и великие тренируются на одних площадках. Встречаются они и на праздниках, где чествуют выдающихся спортсменов. И это стимулирует начинающих к занятиям спортом.

a78d396d4eb6ba7a956955ed2c7a6ec2.jpg

Воспитывать нужно всех

- При встрече с людьми, возможности которых ограничены, мы часто теряемся и не знаем, как себя вести…

- Действительно, теряемся. Испытываем желание помочь и в то же время не знаем, как человек к этому отнесётся. Не все инвалиды принимают помощь доброжелательно. И в данном случае нужно воспитывать всех - и инвалидов, и здоровых людей. Необходимо проводить больше совместных мероприятий, чтобы люди научились общаться друг с другом. Сейчас вводят инклюзивное образование - обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, и это очень хорошо. Уже со школьного возраста людей будут учить нормальному отношению: здорового человека - спокойно оказывать помощь инвалиду, а человека с ограниченными возможностями - доброжелательно эту помощь принимать.

- Какое воздействие оказывают реабилитация и физкультура на жизнь инвалида?

- Чем раньше человек начнёт заниматься, тем эффективнее будет реабилитация. Наша первая медалистка Паралимпийских игр Наталья Попова с тяжелейшим поражением опорно-двигательного аппарата серьёзно занималась плаванием порядка 15 лет. За эти годы она окончила вуз, научилась водить машину, вышла замуж и родила двоих детей. У неё полноценная здоровая семья, то есть человек полностью реализовался. И таких примеров много.

Самое главное - изжить в инвалидах чувство зависимости. В этом плане большая работа проводится и с родителями: стараемся не допускать их на занятия, объясняем, что ребёнок всего должен достигать сам. Если инвалиду требуется помощь, её окажет тренер. Он будет воспитывать ребенка в процессе занятий, учить самообслуживанию - как правильно надеть тот же протез. Со временем дети начинают принимать участие в различных мероприятиях - фестивалях и спартакиадах, куда приезжают одни. Им приходится по нескольку дней жить вдали от дома, своими силами собираться в дорогу. Но в процесс обучения самостоятельности часто вмешиваются родители, а также бабушки и дедушки. Им сложно порой объяснить, что ребёнок должен научиться жить в обществе и не чувствовать себя изгоем.

Втрое тяжелее

- На ваш взгляд, насколько доступна среда в регионе?

- Комплекс, в котором сегодня находится саратовское отделение «РиФ», нам приобрела область, когда ещё не было федеральной программы «Доступная среда». Как только такая программа появилась, из федерального бюджета пошло финансирование. И мы приспособили наш комплекс уже для всех категорий инвалидов. Повсюду поручни, подъёмники, оборудованные душевые и туалеты. Есть у нас и специализированный транспорт.

Я очень мало вижу колясочников на улицах Саратова. Даже если человек выбрался из дома, как ему двигаться дальше? У нас по городу и здоровому человеку зимой сложно передвигаться - что уж говорить об инвалидах, которым втрое тяжелее! Доступная среда создается не сиюминутно. Даже если и пандусы везде есть, и кнопки вызова, и светофоры звуковые.

В этом плане очень многое уже сделано, но и осталось ещё немало. Однако мы не стоим на месте. Саратов становится всё более приспособленным для инвалидов. Уверена, что в ближайшем будущем в городе станет больше и специальных парковок, и транспорта, и звуковых перекрёстков. Да и с погодными условиями можно бороться - тот же снег вовремя убирать.

За границей за создание доступной среды взялись раньше нас. Но ничего, догоним. Такая уж мы страна, что долго запрягаем, но быстро едем.

Досье: Светлана Борисовская родилась в 1959 году в Саратове. Тренером-преподавателем по плаванию работает с мая 1995 года. С 13 апреля 1998 года - директор областной комплексной детско-юношеской спортивно-адаптивной школы «Реабилитация и физкультура».

Наиля Кязимова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ