Архив:

Суд как недоступная среда

Часто ли вы видите на кызыльских улицах граждан в инвалидных колясках или слепых с тростями без провожатых? Вряд ли. Однако это вовсе не означает, что таковых у нас нет. В городе около 20 тысяч людей с ограниченными физическими возможностями, но иногда преграды «каменных джунглей» мешают им передвигаться по улицам.

Местные власти принимают меры, чтобы превратить столицу в максимально комфортную для такой категории жителей среду, но данных потуг явно недостаточно. Да и многое из того, что сделано, люди с ограниченными возможностями называют сущим кошмаром. Ведь для них часто оказываются закрытыми многие учреждения и ведомства. А путь такого человека заканчивается у «экстремального пандуса». Когда повезет - на первом этаже здания. В такой ситуации оказался и наш герой.

Один суд выиграл, на другой не попал

Если по причине ограниченности в передвижении житель Кызыла не может попасть в какое-то учреждение, это очень плохо. Но еще хуже, когда в этом учреждении, можно сказать, решается судьба данного человека. Херел Ооржак – инвалид-колясочник. Мужчина долгое время работал в библиотеке имени Чуковского и жил в ведомственной квартире. После аварии он не смог продолжать свою трудовую деятельность. Его попросили освободить жилье. Раз больше не сотрудник, значит, и на жилплощадь не имеешь права.

Херел подал в суд и выиграл его. Судья вынес решение, что он имеет полное право жить в данной квартире. Так как работать мужчина не может не по своей воле, а по состоянию здоровья. Но на этом история не закончилась.

Затем последовали новые судебные заседания, потому что наш герой считал, что цена на услуги ЖКХ была искусственно завышенной. На одно из заседаний наш герой попасть не смог.

Третий этаж: непреодолимая высотаСуд как недоступная среда

Херел Ооржак объясняет ситуацию так: «Я приехал в городской суд в 8.45 утра, заседание должно было начаться в девять на третьем этаже. Попав в здание, попросил приставов, чтобы они подняли меня туда, так как подъёмник для колясочника отсутствовал. Они сказали, что не могут ничем помочь. Тогда я обратился к дежурному, чтобы он позвонил судье и предупредил - я приехал, но не могу попасть в зал заседания. Секретарь сказала, что слушание уже идет и его не могут остановить из-за меня. В итоге судья принял решение не в мою пользу, еще и написали, что я не явился в зал заседания. А ведь я был совсем рядом, но из-за необорудованного помещения не смог присутствовать на суде».

Также мужчина добавил, что хотел обратиться для решения проблемы в Верховный суд, но там ему сказали, что подавать жалобу на судью - невыигрышное дело и лишняя трата средств. «Вот пока и встало мое дело», - пояснил Херел.

Без пометки - не инвалид

Корреспондент «Плюс Информа» обратилась в Кызыльский городской суд, чтобы получить комментарий по поводу случившегося. Помощник городского судьи Ольга Сарыглар объяснила: «Ответчик не явился вовремя на слушание дела. Только когда судья уже ушла в совещательную комнату, откуда выходить нельзя, поступил звонок от судебных приставов. Они сказали, что внизу ответчик и он является колясочником.

В таком случае заново рассматривать дело не разрешается. Что касается подъемников для инвалидов, то конструкция здания суда не позволяет установить их. Также хочется отметить, что можно было перенести слушание на первый этаж. Но только в том случае, если бы в деле указали, что ответчик является инвалидом. А такой отметки не было».

Опасно для здоровья

Отсутствие подъемников в здании городского суда - далеко не первое и не последнее препятствие, с которым сталкиваются люди с ограниченными возможностями в Кызыле. Херел Ооржак рассказал о тех местах, куда ему и таким как он гражданам вход недоступен, не потому что заходить нельзя, а потому что – нет условий для прохода колясочников.

«Начать хочется с того, что у нас нет специально оборудованного общественного транспорта. Да, ездит несколько больших автобусов, и проход вроде у них большой, но посередине установлены перила, которые мешают проехать на коляске. В маршрутках нет таких сидений, которые водитель может убрать, если в салоне колясочник. Еще транспорт оборудуется специальными подъемниками для того, чтобы человек с ограниченными возможностями мог заехать. Но у нас таких приспособлений нет. Поэтому приходится пользоваться такси, что очень дорого. В этом случае тоже есть проблемы. Ведь не все водители могут быть такими добрыми, да и сильными, чтобы усадить тебя в машину.

Кроме того, ежедневно инвалиды преодолевают полосу препятствий в виде пандусов со скользкими поручнями или вовсе без них. Дело в том, что у нас в городе почти нет правильных пандусов. Угол наклона должен составлять не более восьми градусов, по сторонам у него должны быть перила, на расстоянии друг от друга не более одного метра. Важно, чтобы поверхность покрытия была шершавой, это нужно для сцепления с колесами, но почти все организации делают пандусы из плитки, а это опасно не только для инвалида, но и для здорового человека. Перелом костей здесь - это самое малое, что может случиться. К тому же, съехав по нему, колясочник тут же сталкивается с препятствиями в виде бордюров, так что впору расшибиться. Неоднократно мы писали заявления в правительство с просьбой оборудовать здания в Кызыле по правилам, но это так и осталось только просьбой», - отмечает Херел Ооржак.

В завершение беседы мужчина добавил, что за несколько последних лет Кызыл значительно преобразился и в плане красоты, и в плане доступности для людей с ограниченными возможностями. Но несмотря на это, все же большинство подобных конструкций ничего, кроме вреда, не приносят. Поэтому прикованные к инвалидному креслу люди не в состоянии даже самостоятельно выйти из дома и вынуждены годами пребывать в изоляции.

Не пандусы, а издевательство

Корреспондент еженедельника решил самостоятельно проверить наличие пандусов в городе и оценить их внешний вид. Ведь нужно понять, становится ли Кызыл более доступным для лиц с ограниченными возможностями.

Для красоты

Итак, начнем с Дома правительства. Да, там есть пандус. Он дорогой, видно, что сделан из мрамора. Но, наверное, никто из колясочников самостоятельно подняться по нему не сможет. Как рассказал Херел Ооржак, он очень резко идет вверх, к тому же, скользкий. «Сделан, скажем прямо, для красоты или для отчета, но никак не для людей с ограниченными возможностями», - говорит мужчина.

Мэрия города. Пандус там есть, но он покрыт скользкой плиткой. А это, как мы уже отмечали, травмоопасно. При входе в Дом быта вообще установили пандус под умопомрачительным углом. По нему не то что на коляске, на двух ногах подняться просто невозможно. Издевательство какое - то.

В здании национального музея для удобства колясочников решается вопрос о перепрофилировании грузового лифта в грузопассажирский. Пандус при въезде в здание есть, но тоже, довольно крутой.

В центре Тувинской традиционной культуры и ремесел совсем недавно появился очень удобный пандус и электроподъёмник. В Доме народного творчества при входе в здание устанавливают сооружение для подъема. Внутри здания не запланировано подъемников для передвижения колясочников.

Вынужденная изолированность

Учреждения, которые целиком или частично недоступны для человека с ограниченными возможностями, можно перечислять очень долго. Кызыл остается городом, где таким людям практически невозможно попасть в то или иное здание. Выходит, не столько коляска заставляет людей чувствовать себя дискомфортно, сколько вынужденная изолированность от общества.

К. Афанасьева

Источник: ПлюсИнформ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ