Архив:

Не жалейте инвалида-колясочника

За год через кабинет клинического психолога госпиталя для ветеранов войн проходит более 1200 пациентов, половина из них – люди с инвалидностью, перенесшие инсульт, получившие черепно-мозговые или спинальные травмы. Многие из них внезапно потеряли способность быть такими, как все: ходить, разговаривать. 

Тяжелее всего приходится молодым пациентам, оказавшимся в инвалидном кресле после ДТП, нелепых несчастных случаев. Мы поговорили с клиническим психологом, кандидатом психологических наук Алексеем Коваленко, и выяснили, как строится работа с такими людьми и как удается вытянуть их из уныния и депрессии.

– Приступая к работе с пациентами, получившими травмы, часто слышу от них: мне нужно ходить, я все для этого сделаю. а потом они добавляют: если я не встану, не буду жить. То есть самой первой проблемой для них оказывается такое черно-белое мышление, это ни к чему хорошему не ведет. Задача психологов – расшатать такие установки, но при этом не кормить человека ложными надеждами. Мы вместе ищем у пациента ресурсы, которые бы помогли ему чувствовать себя уверенней, – говорит Алексей.

Правда, начать работу бывает сложно, поскольку пациенты просто смотрят в потолок и не желают разговаривать.

– Молодыми такие травмы переносятся тяжелее. Еще вчера у них были любовь и дружба, а сегодня он не может встать с постели. У нас проходил реабилитацию парень, который получил спинальную травму, поскользнувшись на улице и упав в котлован. У молодых пациентов к мысли о том, что они не могут ходить, прибавляется еще одна: я буду одинок, меня не полюбят, – рассказывает психолог.

Кстати, совершенно не обязательно, что у пациента в инвалидном кресле не наладится личная жизнь. На памяти у врача пациентка, которая оказалась в его кабинете по той же причине, что и все, – нужно было помочь ей выбраться из депрессивного состояния после серьезной травмы, а спустя какое-то время она оказалась на приеме, чтобы разобраться в отношениях с появившимся у нее парнем.

Вообще, вклад окружающих в состояние больного очень велик, поэтому еще одна задача психологов – научить близких пациента правильно вести себя.

– Инвалидность – это вызов психической устойчивости не только пациента, но и его родственников. Обычно, если мы видим, что у родственников слишком много жалости, мы даем советы, как изменить стратегию поведения. Нельзя жалеть человека, он не должен чувствовать свою ущербность. Близким нужно демонстрировать уверенность, общаться на равных с больным, а не сюсюкать. Помогать не больше и не меньше, чем нужно, и только там, где человек сам никак не может справиться, – считает Алексей Коваленко.

В арсенале психологов и психотерапевтов госпиталя много способов уменьшить тревожность, угнетенность, подавленное настроение колясочников. Среди них, например, арт-терапия. По словам Алексея Коваленко, рисуя, работая с песком или пластилином, расставляя игрушечные фигурки, его пациенты освобождаются от душевной боли бессознательно, ведь далеко не все психологические проблемы осознаются человеком.

– Рисуя, пациент совершенно бессознательно изображает не просто пейзаж, а картину своего внутреннего мира. Изменяя рисунок, мы можем менять и его внутреннее состояние. Например, мы занимались с женщиной, которая перенесла инсульт, а перед этим потеряла мужа. Пациентка не хотела об этом говорить, но нарисовала две сросшиеся березы, ствол одной из которых был обломлен. Меняя рисунок, делая его не столь печальным, нам удалось снять ее напряжение, – рассказывает психолог.

В начале занятий с психологом более 80% пациентов находятся в подавленном настроении, после терапии цифра снижается до 30 процентов.

– Бывает, нам удается достигнуть еще более глубокого осознания болезни. Часто люди просто исключают травмировавшее их обстоятельство из жизни, а нужно его включить в ряд жизненных событий и осознать его значение. Например, у меня была пациентка, которая в конце концов сказала, что ее травма помогла ей наладить отношения с отцом. Такое осознание дает более устойчивую реабилитацию, человек лучше адаптируется в жизни, – считает Алексей Коваленко. 

Наталия Гарипова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ