Архив:

Бизнес с ограниченными возможностями

По состоянию на 1 июля 2014 года, на территории Рязанской области проживает более 141 тысячи инвалидов в трудоспособном возрасте, но уровень их занятости в 2,2 раза меньше, чем рязанцев, не имеющих ограничений в здоровье.

Несмотря на то что принят комплекс мер для того, чтобы каждому обеспечить право на труд (действует закон о квотировании рабочих мест, предусмотрены компенсации работодателям, а также налоговые послабления), по мнению руководителей рязанских предприятий, где работают инвалиды, выживать такому бизнесу с каждым годом становится все труднее.

ООО «Ванадий» – предприятие с многолетней историей. Здесь работали и продолжают трудиться рязанцы с психоневрологическими заболеваниями. Когда-то в ассортименте выпускаемой ими продукции были детские игрушки, и сегодня многие жители области могут найти среди сохранившихся реликвий детства маленькие металлические разноцветные гоночные машинки. Они сделаны руками инвалидов. Заводы, подобные ООО «Ванадий», были своеобразными реабилитационными центрами. Эту функцию они выполняют и сегодня, только, увы, все для меньшего числа нуждающихся в трудовой терапии. Совсем недавно предприятие вынуждено было отказаться от услуг 16 инвалидов-надомников. Причина – невозможность исполнить требование обеспечить для них минимальный уровень заработной платы.

– У нас сегодня работают 25 инвалидов, это более 53% от общей численности. Многие из них, как и 16 уволенных надомников, связаны с предприятием не один десяток лет, есть и такие, кто проработал здесь более 30 лет. Наши надомники работали по мере сил, самочувствия, когда два, когда три часа в день. Как правило, это люди, которые находятся в полнейшей изоляции. Они идут к нам даже не столько за работой, за средствами к существованию, сколько за общением, возможностью побыть среди своих, ощутить свою нужность. Но установленный размер минимальной заработной платы и соответствующих налоговых выплат поставили нас перед трудным выбором, – говорит директор ООО «Ванадий» Евгений Романов.

Между тем предприятие выпускает сегодня такую нужную в повседневной жизни продукцию, как лестницы-стремянки, металлические рожки для обуви, швабры-ленивки, подставки под цветы, метлы, офисные вешалки. Неужели такой ассортимент, да еще при налоговых льготах, не позволяет быть предприятию рентабельным?

– Все платят 20% налога на прибыль, мы – 16%. Только прибыли у нас нет. От налога на добавленную стоимость мы тоже освобождены, соответственно, и возместить мы его не можем. Но все ресурсы мы покупаем с НДС. Благодаря такому положению, мы даже не можем участвовать в торгах, так как, во-первых, изначально наша цена получается выше, во-вторых, за участие в торгах надо платить. Разница по уплате налогов между предприятиями без занятости инвалидов и такими, как наше, не значительна. Соревноваться с китайской продукцией в розничных сетях, которая заполонила рынок, мы не имеем возможности, наш ручной труд опять-таки дороже, – рассказывает Евгений Романов.

Трудности ООО «Ванадий» типичны и для других предприятий, где заняты рязанцы со специфическими заболеваниями. Например, для ООО «Рязанское предприятие Промпласткомплект». Здесь работают инвалиды по зрению.

– Чтобы принять инвалида на работу, нужно оборудовать для него место. Правительство области предусмотрело возмещение затрат на оснащение – 69 тысяч триста рублей за единицу. Но оборудование места для незрячего человека обходится в 500 тысяч рублей, а иногда и дороже, – говорит Марина Пронина, председатель регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых». – Чаще всего не специализированным предприятиям невыгодно брать на работу инвалидов, ведь вокруг немало и здоровых кадров, для которых не нужны такие затраты.

– Аттестация рабочего места и его содержание, выплата всех налогов, предоставление спецодежды в условиях практического отсутствия сбыта производимой инвалидами продукции ставит предприятие в тяжелые условия, практически на грань выживания, – считает Евгений Романов.

– Исторически сложилось, что вокруг нашего предприятия живут инвалиды, когда-то в построенных здесь домах им давали квартиры. Они посещают наш клуб, здравпункт, спортзал. Содержание этой инфраструктуры ложится в себестоимость нашей продукции, – рассказывает Татьяна Ульянова, директор ООО «Рязанское предприятие Промпласткомплект», которое производит полипропиленовый ворс, щетину для подметальной уборочной техники, полипропиленовые нити, а также изделия из дерева. Татьяна Ульянова так же, как и Евгений Романов, уверена, что конкурировать в рознице с автоматизированным «китаем» продукция инвалидов не в состоянии, и в торгах на оптовые заказы победы не одержать.

Что могло бы действительно помочь предприятиям, где сегодня преимущественно работают люди с ограниченными возможностями здоровья?

– Во-первых, нужны льготы на оплату коммунальных услуг, энергоресурсов. С этим предложением мы обращались к рязанским поставщикам, но получили отказ, – говорит Виктор Кузин, председатель регионального отделения «Всероссийского общества инвалидов» (кстати, по словам Татьяны Ульяновой, затраты «Пром-пласткомплекта» на электроэнергию колоссальны, так как свет для плоховидящих людей во всех помещениях предприятия должен гореть постоянно). – Во-вторых, существенную помощь могли бы оказать целевые заказы от государства, муниципалитетов.

С этим согласны и Марина Пронина, и Татьяна Ульянова, и Евгений Романов.

– Нам нужны государственные заказы. Когда-то была налажена работа по кооперации с предприятиями, мы были обеспечены работой, невзирая на то что формально предприятия могли бы обойтись и без нас. Та система позволяла инвалидам чувствовать себя независимыми, самостоятельными, ничего не просить, мы даже имели возможность строить жилье, – говорит Марина Пронина.

Например, ООО «Ванадий» производит стеллажи. Они нужны многим предприятиям – библиотекам, росрегистрации, больницам.

– Также мы можем делать и делаем столы, скамейки, стулья, секции заборов. Вся эта продукция – востребованная. Но мы не можем их продать, а предприятия, которым она нужна, не могут у нас купить, потому что везде торги, – считает Евгений Романов.

По словам Татьяны Ульяновой, в России есть примеры, когда крупные государственные предприятия заключают контракты с производствами, где работают инвалиды, на приоритетную закупку выпускаемой ими продукции, без конкурсов и торгов, а, например, в Костроме и Екатеринбурге на региональном уровне принято решение о компенсации таким предприятиям части затрат на энергоресурсы.

Светлана Максимова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ