Архив:

Братья Богдановы из породы стоиков

Когда у мальчишек умерла мать, старший брат отыскал давно не жившего с семьей отца, чтобы их как несовершеннолетних сирот не определили в интернат. Когда умер и отец, 19-летний юноша сам оформил патронат над двумя младшими братьями, один из которых - инвалид c детства. Сегодня Сергею Богданову 21 год, он в одном лице и кормилец, и сиделка, и домохозяин.

Пришла беда...

О братьях Богдановых местная павлодарская пресса уже писала несколько лет назад. Тогда благодаря вмешательству журналистов Сергей, Александр и Павел получили социальную квартиру. Просто царские хоромы по сравнению с той комнатенкой в общежитии, в которой они жили до этого.

Когда-то это была большая дружная семья: отец, мать, трое детей, бабушка и тетя. И все они обитали в просторной пятикомнатной квартире. Глава семьи трудился слесарем-сборщиком на тогда еще процветавшем тракторном заводе, его жена подрабатывала там же уборщицей и воспитывала троих детей. За больным Пашей, страдающим детским церебральным параличом, ухаживала бабушка. Все изменилось с банкротством гиганта тракторостроения. Родители сразу потеряли работу, стали накапливаться долги за квартиру. Отец как-то очень быстро нашел утешение в бутылке и в конце концов ушел из семьи. Женщина крутилась как белка в колесе, мыла полы сразу в нескольких организациях, но денег катастрофически не хватало. Долги за комуслуги росли как снежный ком. И настал день, когда в квартире Богдановых отрезали за неуплату сначала свет, а потом и воду. Сергей и Саша до сих пор с содроганием вспоминают, как жили почти в пещерных условиях без самых элементарных удобств, так необходимых, когда в квартире находится больной ребенок, нуждающийся в постоянном уходе. Чтобы помочь матери, Сергей пошел работать на рынок. 13-летний мальчишка брался за любую работу: таскал мешки и ящики, перебирал фрукты и овощи. То, что удавалось заработать, тратил на продукты. Тем временем семье грозило выселение. В качестве выхода из трудного положения женщине предложили обменять большую площадь, за которую она была не в состоянии платить, на меньшую. И она согласилась. Это была комнатенка в общежитии в 22 квадратных метра, но зато без долгов, с электричеством и самое главное - с водой.

В год переезда в семье умерла бабушка. Теперь вместе с Сергеем на рынке стал работать и Саша. Разрываясь между учебой и работой, мальчишки и не заметили ухудшения в состоянии здоровья матери. А она все чаще и чаще ложилась после смены отдохнуть. Врачи не сказали ей ничего утешительного, диагностировав у нее рак легких. Надо было срочно начинать лечение, возможно, оперироваться. Но больная все пустила на самотек. Больничные тогда не оплачивались, и мать троих детей предпочла госпитализации работу. На протяжении почти двух лет ей удавалось скрывать от всех свой диагноз. Дети узнали о страшной болезни матери, когда ее на «скорой» увезли в больницу. Домой она уже не вернулась.

После похорон старший брат стал усиленно искать отца. В свои 15 лет Сергей прекрасно понимал, что это единственный способ не допустить определения себя и своих братьев в интернат. Отца нашли среди мусорных контейнеров. За эти годы он превратился в одного из тех, про кого говорят «без определенного места жительства». Старший брат видел, что их отец стал больным человеком, который уже не может обходиться без ежедневного алкогольного допинга. Но он привел его в общежитие. У мужчины не было ни документов, ни денег, ни работы. Как от главы семьи толку от него не было никакого. По сути, его кормили сыновья. Правда, иногда и ему удавалось заработать какую-никакую копейку, но он все тут же тратил на выпивку. А потом и вовсе стал уходить в длительные запои. Бывало, его не было дома неделями. Мальчишки все терпели. До тех пор, пока Сергей не достиг совершеннолетия. К тому времени он уже учился на последнем курсе в профессиональной школе № 5 по специальности газоэлектросварщик, а Саша оканчивал первый курс колледжа ПГУ. Между отцом и старшим сыном состоялся серьезный мужской разговор. В итоге братья остались в общежитии одни. Отца они попросили навсегда забыть об их существовании, а спустя несколько месяцев узнали, что он умер.

Брат - всему голова

Молва очень быстро разносит слухи. Так о братьях Богдановых, живущих без родителей, узнали журналисты. После публикации их истории мальчишкам выделили социальную квартиру. А Сергею предложили оформить патронат над младшим братом. И в 19 лет он стал патронатным воспитателем.

Сегодня они считают свою жизнь вполне налаженной.

- Я знаю, что есть люди, которые живут и похуже нас, - рассуждает Сергей, - у нас же есть просторная квартира, мы сыты, одеты-обуты, каждый стремится к своей цели. И думаю, настанет день, когда мы ее достигнем. Саша вот в будущем видит себя хорошим финансистом-экономистом. И он прилагает все усилия, чтобы получить хорошие базовые знания. Хорошо окончил и колледж ПГУ, а сейчас вот и первый курс института. У нас у каждого свои обязанности. Так, у Саши главная обязанность - это хорошо учиться.

Говоря о распределении обязанностей, Сергей немного покривил душой. Потому что, как выяснилось, в своем большинстве все держится исключительно на нем: зарабатывание денег, планирование бюджета, готовка, стирка, уход за больным братом, походы по магазинам, оформление всевозможных документов. Кстати, на последнем он, что называется, собаку съел. В свои годы он прекрасно знает, куда и какое заявление написать, чтобы получить положенную по закону ту или иную социальную помощь, следит за изменениями в социальном законодательстве. Уже в августе Паше исполнится 18 лет и Сергею нужно будет оформлять на него опекунство (патронат распространяется только на несовершеннолетних). Это значит, что не будет зарплаты патронатного воспитателя и дополнительной дотации на содержание ребенка. А это сегодня один из основных источников дохода семьи. На патронатные деньги Сергей на месяц закупал продукты, основной упор делая на мясе, фруктах и овощах, которые обязательно должны присутствовать в рационе больного ребенка.

Опекун же не получает на содержание ребенка ничего. По крайней мере, так ситуация выглядит сегодня.

- Но есть надежда, что с нового года, - говорит Сергей, - в Казахстане по примеру России будет сделана поправка в закон, предусматривающая опекунам выплату в размере минимальной зарплаты. Так что будем ждать.

- В рамках патроната вам ежемесячно платили 35-40 тысяч тенге. Как вы будете обходиться без них?

- Паша получает пенсию по инвалидности. Это примерно 19 тысяч тенге. Саша - пособие по потере кормильца. Правда, там совсем мало - что-то около пяти-шести тысяч. Но эти деньги он копит, а потом платит за учебу (за год будущий менеджер заочного отделения финансово-экономического факультета ПГУ с учетом пятидесятипроцентной скидки, предусмотренной университетом для студентов-сирот, платит 47 с половиной тысяч тенге. - Ред.). Помимо этого он еще подрабатывает торговым агентом. Если остается что-то от учебы, покупаем одежду.

Впрочем, Сергей на одни только социальные выплаты не надеется и особо на них не рассчитывает. Говорит, что с самого детства привык зарабатывать сам. Сегодня в квартире у мальчишек еще много свободного места. Но все же чувствуется хозяйская рука и стремление создать уют. Свежие обои на кухне говорят о недавнем ремонте.
- Плитка здесь была, а все остальное я сам делал, - не без гордости сообщает Сергей, - потихоньку обустраиваемся. Вот сейчас окна пластиковые на балкон заказал. Паше коляску инвалидную обещали выдать, а пока он свежим воздухом только на балконе и дышит. А там песок постоянно. Пашка же, как дитя малое, все в рот тащит. Поэтому и решил балкон в первую очередь застеклить.

Из дальнейшего разговора выяснилось, что Сергей помогает другу развернуть собственное небольшое дело. Помимо всего прочего Сергей еще и неплохо разбирается в компьютерах, собрать-разобрать их, устранить какую-нибудь неполадку для него не составляет особого труда. Нет-нет кто-нибудь по объявлению и воспользуется его услугами. Но, несмотря на то что с компьютерами Сергей на «ты», в доме нет Интернета.

- Я специально его не устанавливаю, - говорит старший брат, - чтобы не было соблазна часами сидеть возле монитора. Знаю, какая это болезнь. Чем глаза сидеть портить, лучше делом полезным заняться: с Пашкой лишний раз поиграть, ужин приготовить, на рыбалку, в конце концов, сходить.

Рыбалка у Саши и Сергея - любимый отдых. Жаль только, что ему они могут уделить лишь пару часиков, не больше. Пашу надолго оставлять одного дома нельзя.
Вообще, братья очень бережно относятся друг к другу. Авторитет Сергея в семье неоспорим. У него на все свое мнение, чаще всего отличное от мнений окружающих. Мне, например, еще не приходилось встречать молодых людей, которые принципиально бы отказывались от сотовой связи. А вот Сергей именно такой.

- У Саши есть сотка. А мне она просто не нужна. Во-первых, это дополнительные расходы. А во-вторых, лишний повод покрасоваться своей презентабельностью. Чем дороже телефон, тем ты круче. Я придерживаюсь совершенно иного принципа: кто мне нужен, я их найду сам, а кому я нужен - это их проблемы.

Жизнь совсем не баловала братьев Богдановых. Но они не озлобились на весь мир, не потеряли человеколюбия. Жизнь научила их бороться и побеждать, планировать и рассчитывать свои силы, добиваться своего, помогать другим. С такой молодежью у нас есть будущее!

Виолетта Шварц

Источник: liter.kz