Архив:

О «Приключениях другого мальчика»

Доцент кафедры финансового и административного права Ольга Кривельская — о книге «Приключения другого мальчика» Елизаветы Заварзиной-Мэмми, повествующей о взаимоотношениях родителей с сыном-аутистом.

В последнее время об аутизме много говорят и пишут, и это неудивительно: людей всегда пугало то, что трудно объяснимо и мало изучено.

Американские ученые делают парадоксальные предположения о том, что аутизм — это прогрессирующее заболевание всего человечества и что через какое-то время процент людей, страдающих аутизмом различных форм, превысит процент всех других заболеваний. Многие считают, что аутизм — это не болезнь, а некая форма защиты психики ребенка от агрессивной среды, а любящие родители вполне способны преодолеть это бережным отношением, терпением и заботой. Медицинская сторона этого вопроса по-прежнему остается небесспорной, и пройдет еще очень много времени, прежде чем медики найдут способы лечения, а главное, причину возникновения этого удивительного явления.

В этом году вышла книга «Приключения другого мальчика», написанная мамой этого мальчика. «Это не только бесценное пособие для родителей и воспитателей, подробный и доступный рассказ о том, как помочь особому ребенку и его близким жить полноценной жизнью. Это книга о том, что усилия никогда не бывают напрасными, а надежда — ложной», — так пишет о ней издатель.

Автор книги Елизавета Заварзина-Мэмми — кандидат биологических наук, специалист по динамическому нейрофидбеку и методу облегченной коммуникации (FC), член ассоциаций Autisme France, Autisme Europe, National Autistic Society (GB), участник международных конференций по аутизму. Она глубоко и проникновенно рассказывает о жизни своей семьи, в которой появился особенный ребенок. Но эта книга не только об особенном мальчике и удивительных отношениях в его семье, она о добре и о людях, о том, как в это сложное время мы не должны быть равнодушными к нуждающимся в помощи.

Я с огромным удовольствием прочитала эту книгу за очень короткое время. Она вдохновляет, дает алгоритмы решений для родителей. Читая ее, я в сотый раз убеждалась, как мало мы знаем об аутизме. Такой откровенный рассказ о том, о чем многие хотели бы молчать, заслуживает глубокого уважения. Книга может быть полезна не только для родителей детей-аутистов, но и тем, кто воспитывает детей с задержкой развития, ДЦП, синдромом Дауна.

«Приключения другого мальчика» состоят из нескольких частей. В начале книги Елизавета рассказывает о своей жизни, занятиях с сыном Петей и о том, как она и ее муж из полностью растерянных родителей (не понимающих, «почему это произошло с ними») превратились в опытных специалистов, достигших со своих ребенком прекрасных результатов.

Проявление аутизма у детей можно обнаружить с первых месяцев жизни. Ребенок рано избегает всех видов взаимодействия с родителями: он не прижимается к матери, не тянется к ней, не смотрит в глаза. Он может не реагировать на окружающие звуки и даже на свое имя.

Важно заметить, что особенностью психического развития при аутизме является противоречивость проявлений его нарушения. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть и высокоинтеллектуальным, и страдать определенными задержками в развитии одновременно. Он может быть одаренным в какой-то области (живопись, музыка, математика), но при этом не иметь простейших навыков. При этом с одними ситуациями ребенок может справляться безупречно, а в других быть совершенно беспомощным. Многие дети, страдающие аутизмом, живут в своем собственном мире, выход из которого является для них настоящей травмой. Они живут своими внутренними стереотипами, боятся всего нового, к чему не привыкли — темноты или света, закрытых дверей или открытых окон, шума воды и т. д. Попытки вмешаться в их внутренний мир могут вызвать разную реакцию, иногда раздражение или агрессию.

Если оставить теологию аутизма и усилия медицины по выявлению и лечению (поддержанию) таких детей в стороне, следующей очевидной проблемой могут быть взаимоотношения в семье. В нашей стране родители, чей ребенок страдает аутизмом, порой не знают, как им жить с этим, что делать и как быть. Тогда как главным в процессе реабилитации такого ребенка, да и просто в его дальнейшем развитии являются поддержка и понимание в семье. На мой взгляд, это даже важнее, чем медицинские показатели.

Значительная часть «Приключений другого мальчика» просвещена тем годам жизни этой замечательной семьи, которые связаны с посещением «Институтов достижения человеческого потенциала» и прохождением интенсивной программы по методу легендарного Гленна Домана. Елизавета с благодарностью рассказывает о своих поездках в «Институты», об общении с Гленном Доманом и другими специалистами его команды, описывает результаты.

Следующая часть книги посвящена аутизму и нарушению обработки сенсорной информации (или в оригинале, по-английски — SPD, Sensory Processing Disorder). Многие вещи в этой части оказались для меня удивительными. Например, неадекватное поведение ребенка — совсем не обязательно есть признак психического заболевания. С большой долей вероятности причиной может быть именно нарушение обработки сенсорной информации.

В последней части Елизавета делится собственным богатейшим опытом общения с неговорящими людьми при помощи метода облегченной коммуникации — FC.

Полагаю, что появление таких книг трудно переоценить, огромное количество людей ждут и ищут помощи и знаний, позволяющих сделать особых детей не только адаптированными и счастливыми, но и полезными для всего общества.

Ольга Кривельская

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ