Архив:

Школа жизни: Как люди с особенностями развития учатся быть самостоятельными

«Школа самостоятельной жизни» - так называется проект, к реализации которого приступили в Петербурге. По мнению инициаторов, социальная изоляция - одна из важнейших проблем для людей с ограниченными возможностями. Какими методами будут приобретаться навыки самостоятельности, узнал Александр Чуев.

Лера - участница программы «Школа самостоятельной жизни». С октября по июль она и еще около 30 молодых людей с особенностями интеллектуального развития будут учиться заботе о себе. К примеру, на кухне им предстоит овладеть сложными навыками приготовления пищи. Результат, что называется, налицо. 

Валерия Беляевская: «Я готовила сейчас салат, макароны варила, филе делала. Сначала резала, потом обжаривала и заливала сметанным соусом».

Лера готовит не для себя, а для всех участников программы и даже преподавателей. Она пришла в Центр социально-трудовой адаптации (на Чайковского, 60) еще студенткой - два с половиной года назад - на практику по швейному делу. Практика закончилась, и Лера решила остаться. В первую очередь потому что здесь есть друзья, любимое швейное дело и возможность развиваться. 

Галина Гафурова, педагог дополнительного обучения: «Ей родители ничего не разрешали делать, она не умела. Она, может быть, умела овощи помыть, а порезать ножом или подойти к плите, что-то засыпать, налить воды, вскипятить, что-то сварить - она этого не могла».

Лера и ее друзья приобретают и другие естественные для обычного человека навыки. Перед тем как еду приготовить, ее, как известно, надо купить, а для этого нужно уметь обращаться с деньгами. 

Общение - один из самых сложных и, пожалуй, самый главный навык в социальном мире, которому стоит учиться даже многим здоровым людям. В «Школе самостоятельной жизни» ребятам объясняют, что можно обсуждать, а что нельзя, как раскрыться и в то же время не быть навязчивым. 

Ольга Эгель, директор Центра социально-трудовой адаптации «Мастер ОК», руководитель проекта «Школа самостоятельной жизни»: «Кто-то очень тяжело идет на контакт и не может его поддерживать, не умеет и не знает, как это делать. А кто-то наоборот слишком открыт и попадает из-за этого в очень нехорошие ситуации».

Не забыли и про любовь. Психологи занимаются и сексуальным воспитанием. Шутки в сторону, участники программы - молодые люди от 18 до 35 лет, и эти вопросы им не чужды. Речь идет о чувствах и личных переживаниях, в которых любому человеку порой очень непросто разобраться. Сотрудники Центра поставили перед собой по-настоящему амбициозную задачу - научить своих воспитанников жить нормально. 

Маргарита Урманчеева, президент Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ»: «У нас всегда были забота и уход - главное накормить, памперс дать и пенсию в зубы, но вопрос реабилитации вообще не стоял». 

Александр Чуев, корреспондент: «Конечно, за год обучения в «Школе самостоятельной жизни» эти молодые люди с особенностями интеллектуального развития не научатся полностью заботиться о себе и близких. Организаторы и не рассчитывают на такие скорые результаты. Но по крайней мере, научившись общаться, делать покупки и готовить, они облегчат жизнь тех людей, которые заботятся о них».

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ