Архив:

Пожилой человек ищет работу: 5 условий рынка, 5 преимуществ и 5 рисков

Почему компаниям может быть выгодно брать на работу сотрудников за 50? Кто успешней продаст пожилому человеку гаджет или страховой пакет – молодой агент или менеджер или сверстник, а то и продавец постарше? Умеют ли пожилые работники пользоваться интернетом?

5 фактов о работе и конкуренции

Лишь 19% работодателей признаются, что не готовы брать на работу людей старше 50, а то и старше 40 лет. Остальные считают свои вакансии открытыми для них и выделяют их опытность (10%), либо принимают пожилых из-за дефицита кадров (14%). 57% работодателей говорят, что им важен не возраст сотрудника, а квалификация (данные приводятся по исследованию портала Работа@Mail.ru совместно с HeadHunter.ru). С 2013 года работодателям запрещена «дискриминация по возрасту», т.е. они не могут указать в описании вакансии, что не готовы брать на работу пожилых людей. Поэтому оценить масштабы конкуренции за рабочие места именно среди соискателей 50+ трудно.

Лишь 5% резюме, размещенных на Работа@Mail.ru и HeadHunter.ru, принадлежат людям старше 50 лет. Из них по 12% ищут работу в области производства (в основном как рабочие) и строительства, 11% – в бухгалтерии, 9% – в транспорте и логистике, 7% – в продажах.

Доля работающих пожилых людей (после 50 лет) в регионах России различается в разы: на Сахалине работают 57%, в Санкт-Петербурге – 55%, в Ямало-Ненецком АО – 52%. На Алтае работают лишь 20% стариков, в Чеченской республике – 21%, в Иркутской области – 23%. Эксперты считают, что неработающие пенсионеры просто уезжают с Сахалина из Ямало-Ненецкого округа в регионы с более комфортным климатом и инфраструктурой, однако и на Алтае или в Иркутской области достаточно суровые условия. (Данные приводятся по опросу МегаФОМ от 2014 года, опрошено 60500 респондентов в 85 субъектах РФ).

8,9% мужчин 50–59 лет и женщин 50–54 лет в России ищут работу, т.е. не получают ни пенсии (еще), ни зарплаты (уже). 63,8% из них никогда не пользовались интернетом (а значит, не размещали своих резюме на Работа@Mail.ru, HeadHunter.ru или SuperJob.ru), 59,6% оценивают свое материальное положение как плохое или очень плохое, почти у каждого пятого их нет мобильного телефона (Данные приводятся по опросу МегаФОМ).

Самая популярная социальная сеть среди аудитории 50+ – Facebook, а вовсе не «Одноклассники» или «ВКонтакте», как принято думать. Самые популярные сайты – посвященные дачному хозяйству и наукоемким технологиям и изобретениям, а вовсе не болезням и лекарствам, как предполагает молодежь (это результаты внутреннего исследования компании МТС). Резюме в интернете часто для родителей размещают дети, а для мужчин – их жены, при этом «соискатели» даже не имеют доступа к своему резюме, даже если умеют пользоваться e-mail.

Пять преимуществ сотрудников 50+

Сотрудники 50+ лояльны и стабильны: не собираются менять работу, ценят стабильность и бренд компании, коллектив и атмосферу; считают важными корпоративные ценности, менее молодых стремятся к карьерному росту в компании.

Найм сотрудников 50+ на точки розничной торговли позволяет повысить продажи, привлекая пожилых клиентов. Директор департамента корпоративной социальной ответственности МТС Елена Серегина: средний возраст продавца (гаджетов, пакетов мобильной связи и мобильного интернета) в рознице – 23 года, и у 42% из них возникают проблемы в общении с клиентами 50+. 

Сотрудники 50+ обладают жизненным опытом и уверенностью в своих силах, терпением и толерантностью; у них отсутствуют подростковые комплексы, они ответственны, заинтересованы в том, чтобы клиент вернулся снова. Они способны глубоко понять потребности клиента и дать ему то, что ему действительно нужно.

Для сотрудников 50+ самореализация часто важнее, чем зарплата; они стремятся не только к материальной оценке труда, но и к ощущению полезности своего дела, к благодарности клиентов.

Сотрудники 50+ обладают накопленными знаниями и компетенциями и стремятся делиться ими с более молодыми сотрудниками. Возможность делиться знаниями воспринимается как один из компонентов самореализации. 

Пять недостатков сотрудников и клиентов 50+

По данным внутреннего исследования МТС, свойства аудитории 50+ – противоречивость (желание «быть в теме» соседствует со страхом нового «не разберусь, зачем мне это надо»); большое количество скрытых страхов (страх чужого мнения – «боюсь выглядеть смешным», страх «не туда ткнуть» при использовании современной техники, страх потерять деньги или быть обманутым продавцом). В роли покупателей пожилые люди бывают раздражительны, не желают воспринимать новую информацию, отнимают у продавцов и обслуживающего персонала больше времени, чем положено по регламентам заведения.

Практически все связанные с возрастом заболевания на сегодня успешно компенсируются. Однако при приеме на работу кадровикам советуют обращать внимание на асимметрию лица, цвет лица, тремор рук, отеки ног и одышку. Это скажет о кардиопроблемах, неврологических проблемах и о проблемах с передвижением. Самый большой риск для компании – прием людей с ранней невыявленной деменцией. Болезнь Альцгеймера резко молодеет, все больше случаев потери памяти в активном возрасте. Сотрудникам HR-отделов советуют спрашивать пожилого соискателя: «Напомните, какое сегодня число? Как вы нас нашли и до нас доехали? Сколько у вас внуков и как их зовут?»

Наличие родственников-инвалидов и множества внуков могут плохо сказаться на работе пожилого человека. Огромное количество людей 55+ ухаживают за больными родителями или супругами. Эти семьи почти не получают помощи от государства и отчаянно нуждаются в заработке, но для работодателя это риск.

При наличии дачи начало дачного сезона может стать для пожилых людей достаточным основанием, чтобы уволиться и попытаться вернуться к работе осенью.

Большинство пожилых сотрудников не готовы к сверхурочной работе (по исследованию МТС, лишь 21% сотрудников не волнуют переработки).

Компании для всех возрастов

Успешные примеры трудоустройства пожилых уже существуют (мы имеем в виду не продолжение работы в школе или библиотеке до старости и смерти, а позицию или трудоустройство в бизнес-компании). Кроме сотрудников МТС (в роли продавцов и наставников), это, например, агенты Ростелекома. В «Ростелеком-Волга» в 2009 году был 1% агентов возраста 50+, а в 2014 году – 38% таких агентов. Они гораздо стабильнее студентов выполняют план по продажам независимо от сезона, им с доверием открывают дверь потенциальные клиенты. 

В госкорпорации «Росатом» действует «система управления знаниями» – сотрудники 50+ с многолетним опытом работы в компании обеспечивают преемственность знаний, предотвращают утрату критически важных знаний.

В страховой компании MetLife всего 921 агент, из них 324 человека старше 50 лет. Из них 67 человек работают в компании более 10 лет, 124 человека работают более 5 лет. Их среднемесячный доход – 32,5 тыс. рублей. Средний возраст менеджеров агентств MetLife – 54 года, а их средний доход – 300 тыс. рублей в месяц.

Александра Кузьмичева

Источник: Милосердие.RU

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ