Архив:

All-инклюзив

Социализация детей с разными уровнями здоровья – это сложная и многоплановая задача. С вступлением в силу закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ в январе 2013 года, закрепляющим за родителями детей с особенностями развития право выбирать образовательное учреждение для ребёнка – общее или специализированное, работа по этому направлению активизировалась. 

Вопросы социализации детей со спецификой в развитии обсудили специалисты со всей России в ходе Всероссийского форума региональных моделей и программ социализации детей, прошедшего 11 ноября при поддержке Минобрнауки России.

За последние два года Министерством был разработан беспрецедентный комплекс мер по данному вопросу. При этом, как отметил директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Евгений Сильянов, практически все регионы РФ участвуют в работе по этому направлению. «На региональном уровне также активно создаётся нормативно-правовая база, разрабатываются региональные программы, как в области профилактики социального сиротства, так и семейного устройства детей», – заявил он.

Действительно, новый закон об образовании в некоторых регионах стал толчком к началу работы над созданием системного подхода к решению проблем социализации детей с особенностями развития. Например, во Владикавказе с принятием закона был открыт республиканский центр инклюзивного образования, которые не только работает непосредственно с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), но и помогает координировать действия занимающихся с ним педагогов, врачей и родных.

«В начале своей работы мы столкнулись со сложностью, когда от образовательных учреждений нам начали поступать запросы на то, чтобы помочь им определить того или иного ребёнка в специализированное учреждение», – сказала руководитель центра инклюзивного образования Алёна Романова. С сентября трое воспитанников центра возобновили занятия в дошкольных учреждениях, ещё 12 детей, занимающихся в центре, пошли в общеобразовательные школы, 4 ребёнка – в специализированные заведения.

Препятствия

Несмотря на интенсивное развитие таких практик и возрастающее внимание к данным вопросам, в России еще не создана полноценная система адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии. Как отметила директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец, система взаимодействия различных структур, занимающихся данным вопросом с разных сторон – медицинское сопровождение, социальная защита, образование – не выстроена.

«Бюджетные деньги идут разными путями, на разные цели и задачи, причем каждая из них исполняется, но они не взаимосвязаны, они не льют воду на общую мельницу социализации, коррекции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья».

Другой актуальной проблемой остаётся нехватка квалифицированных специалистов по работе с такими детьми. Ведь согласно новому закону, таким специалистом фактически должен быть каждый педагог общеобразовательного учреждения. Следовательно, потребуется дополнительная подготовка учителей.

Есть ли жизнь после школы?

Сложно говорить об инклюзивности, причем не только в школе, но и в обществе в целом, если человек с ограниченными возможностями воспринимается с подозрением и недоверием. По словам руководителя Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» Игоря Шпицберга, такая проблема существует не только в России, и весь мир борется с ней двумя основными способами.

Во-первых, при обучении делать акцент не на том, что ребёнок не может, а на том, что он может и что у него получается.

«Надо выявлять, в чём он наиболее успешен, чем удовлетворён, к чему он проявляет больший интерес. В этом случае он может всех удивить своими результатами», – сказал Шпицберг.

Во-вторых, это обучение работодателя навыкам поддерживаемого трудоустройства, создания специальных рабочих мест. «Необходимо объяснять работодателям, что это не опасно, это совсем не сложно и может быть даже очень эффективно», – подчеркнул он.

Дополнительно для всех

Пример весьма успешного включения детей с ограниченными возможностями не только в школьный учебный процесс, но и в систему дополнительного образования продемонстрировала начальник управления воспитания, дополнительного образования и социализации Министерства образования и науки Челябинской области Ирина Шишкина.

В Челябинской области уже несколько лет работает школа инженерных технологий и открытий, созданная на базе Дворца пионеров и школьников им. Надежды Крупской. Школа предлагает всем детям, вне зависимости от их здоровья знакомиться с робототехникой. Этот одна из двух площадок, обеспечивающих дополнительное образование в инженерно-технической области, в том числе для детей с ОВЗ.

«Естественно, нам приходится отбирать детей по группам здоровья для работы с техникой, но вместе с тем мы не закрыли для детей с ОВЗ возможность получения дополнительного образования, создавая для них электронные курсы», – пояснила Шишкина. По skype дети, которые не могут выйти из дома или живут в отдалённых районах, могут общаться с преподавателем и учениками, а специализированные компьютерные программы позволяют им самостоятельно создавать эскизы моделей. В то же время некоторые учебные курсы, такие как футбол роботов, сумо роботов и прочие позволяют детям всех уровней здоровья присутствовать на занятии, и это даёт свои результаты. «В Сочи 21–23 ноября будет фестиваль по робототехнике, и в команде Челябинской области будут участвовать ребята с разными группами здоровья», – с гордостью отметила Шишкина.

Ксения Болохова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ