Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Уроки доброты. Особенные дети учатся в школе, которую очень любят

В 2014 году Казенное общеобразовательное учреждение ХМАО — Югры «Сургутская школа с профессиональной подготовкой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» по итогам Всероссийского образовательного форума «Школа будущего» вошло в рейтинг «100 лучших школ России» в номинации «Школа года-2014 — лидер в области внедрения инновационных технологий». Журналист «МК» отправился в это учреждение, чтобы рассказать читателям всю правду о том, чему учат в школе сегодня.

Прихожу в школу к началу учебного дня, к 9.00. Недолгая заминка на проходной, выписывают пропуск — и путь открыт. Все привычно: звенит звонок, ребята спешат в классы. А я направляюсь в приемную директора школы Александра Глотова.

Не так просто

Кажется, школа как школа. Но это только на первый взгляд. Проходя по коридорам, обращаю внимание на дверные таблички: вместо привычных наименований учебных дисциплин вижу — «Кабинет социально-бытовой ориентировки», «Кабинет Монтессори-среды» и другие названия. На занятия некоторых детей ведут родители. Понимаю, что КУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» не просто школа в привычном нам понимании.

Сургутская школа с углубленной трудовой подготовкой была создана в 1977 году в целях оказания помощи семьям в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования у них навыков самостоятельной жизни. Сегодня учениками школы являются 190 детей и подростков.

Конечно, работа педагога коррекционной школы во многом отличается от занятий в обычном общеобразовательном учреждении. Результативность работы учителя в общеобразовательной школе — это, например, высокий процент поступивших в вузы выпускников, их последующее успешное трудоустройство.

Для учителей коррекционных школ результат работы в ином. В первую очередь, они должны ввести ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современный мир. Здесь обучают, казалось бы, элементарным вещам, но для ребят с ограниченными физическими возможностями это совсем не просто. Ребенок должен научиться самостоятельно одеваться, готовить еду, уметь обращаться с огнем, различными бытовыми приборами, овладеть элементарными навыками, необходимыми в быту. Поставленные задачи требуют от педагогов школы не только профессионализма, но и исключительных человеческих качеств, среди которых главное — доброта.

Как пояснил Александр Глотов, при поступлении ребенка в школу первый год педагоги изучают его способности и возможности в подготовительном классе. А затем ведут его на протяжении 12 лет. Выпускник покидает школу уже с профессией.

— Все наши педагоги имеют дефектологическое образование, — рассказывает Александр Глотов. — В традиционном общеобразовательном учреждении такой ребенок на фоне остальных учащихся видится проблемным. А мы принимаем этого школьника со всеми его особенностями, которые традиционно воспринимаются обывателями как недостатки. Мы знаем, как работать с такими детьми, — создаем для них специальные условия обучения, подстраиваясь под них. Не ребенок подстраивается под школу, а школа под ребенка — это ключевое отличие нашего учреждения.

Александр Иванович знает, о чем говорит. В Сургутской школе с профессиональной подготовкой для детей с ограниченными возможностями здоровья он работает с 1997 года. Почетный работник общего образования РФ, заслуженный работник образования Югры. В своем послужном списке А.И. Глотов имеет опыт работы учителем и директором средней школы, директором детского дома, заведующим методическим кабинетом РОНО. Результаты деятельности в коррекционной школе Александр Иванович неоднократно обобщал, публикуя работы в научных сборниках.

Помоги мне сделать это самому

После беседы с Александром Ивановичем я иду на небольшую экскурсию.

В образовательном процессе педагоги коррекционной школы успешно используют информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии. Администрация образовательного учреждения под руководством директора проводит большую работу по обеспечению функционирования и развития школы, укреплению материально-технической базы. Учебные мастерские оснащены всем необходимым современным оборудованием, классы оборудованы новейшими компьютерами, DVD, интер­активными досками.

Во всех классах школы проводятся уроки здоровья. Внедрены интерактивные среды сопровождения: арт-терапевтическая среда, ковровая, сенсорная и Монтессори-среда, которые обеспечивают профилактику психоэмоционального напряжения в процессе обучения. В целях профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и миопии у обучающихся в начальной школе установлены специализированные учебные места — так называемые конторки Базарного и офтальмотренажер «Зевс».

Расписание занятий и режим дня школьников составляются в соответствии с требованиями СанПиНа.

Первая комната, куда я захожу, — кабинет Монтессори-среды. Как известно, эта методика — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом Марией Монтессори. Методика основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении. В этой среде учащиеся приобретают положительный опыт в различных видах деятельности и опыт межличностного общения.

Как поясняет Жанна Швайгерт, Монтессори-педагог, эта работа, по сути, — подготовка ребенка к последующей жизни в обществе, тренировка его социализации.

— Здесь мы изучаем окружающий мир, явления природы. Дети знакомятся с инструментами, стирают, гладят, моют посуду, учатся самообслуживанию — застегнуть одежду, почистить обувь. Здесь все настоящее, только в уменьшенном виде — пила, молоток, тесемки, швейные машинки, утюг. Здесь же мы подготавливаем руку ребенка к письму, — рассказывает педагог.

Девиз работы учащихся в Монтессори-среде — «Помоги мне это сделать самому!».

...Иду по коридорам и отмечаю подвижную проекцию на полу — на синем фоне как будто хаотично летят снежинки.

— Это зона двигательной активности, — поясняют мне педагоги. — У нас здесь 64 программы, на проекцию можем закачать любую картинку. Детям очень нравится! На этой проекции ребенок должен разогнать ногами снежинки. Самая любимая игра — гонять лягушек. Нам, признаться, и самим она очень по душе. На перемене школьники играют здесь. Одновременно это очень хорошая методика развития координации движений у детей.

Также для преодоления специфических нарушений в развитии детей преподаватели проводят занятия в ковровой и сенсорной средах.

Ковровая среда — это разработка педагогического коллектива коррекционной школы, своего рода психологическая скорая помощь ребенку. Эта мягкая в прямом и переносном смысле среда позволяет сохранять возможности ребенка в процессе обучения. В этой среде можно поиграть, отдохнуть и включиться в учебную деятельность. Ковровая среда является дополнением к обучающей среде, опыт которой помогает детям эффективно использовать свои способности в обучении.

Сенсорная комната — среда, насыщенная автодидактическим материалом. Занятия в сенсорной среде позволяют стимулировать развитие всех сенсорных процессов у обучающихся, развивать интерес к исследовательской деятельности, общую и мелкую моторику, корректировать двигательные нарушения, создавать положительный эмоциональный фон и помогать преодолевать нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Из школы — на работу

Несмотря на большой труд педагогов, выпускники коррекционных школ в современных условиях не всегда в состоянии выдержать конкуренцию на рынке труда, часто не способны на самостоятельное трудоустройство даже на доступные им рабочие места.

— Вообще, мы могли бы ограничиться девятилетним образованием, школе было бы намного проще и легче. Но мы понимаем, что после 9-го класса 15-, 16-летние подростки с отставанием в умственном развитии не готовы к самостоятельной жизни. Поэтому мы создали дополнительные классы и дополнительные программы по социальной адаптации, где как раз ведется профессиональная подготовка ребят, — рассказывает Александр Глотов.

Для успешной социализации и трудоустройства выпускников с 2003 года в школе организованы десятые-двенадцатые классы с профессиональной подготовкой, где обучающиеся получают следующие специальности: столяр строительный, слесарь-ремонтник, швея. Школа стала одной из первых, где ввели 10-12 классы, сейчас эта практика получает распространение в округе. Учащиеся проходят производственную практику на базовых предприятиях города — ООО «Сургутмебель», МУП «Горводоканал», МАУ «Наше время», заказы которых выполняют на практических занятиях. После окончания 12-го класса ребята сдают экзамен и получают квалификационное свидетельство.

Заглянули мы и в кабинеты, где старшеклассники постигают азы будущих профессий. В кабинете слесарного дела шел урок профессиональной подготовки.

— Ребята знакомятся с оборудованием, которое им пригодится в дальнейшем. Изучают ручной инструмент — напильники, молотки, ножовку, чтобы в дальнейшем использовать это в своей работе. Также они учатся работать на электростанках — сверлильном, токарном, сварочных аппаратах, — говорит преподаватель Владимир Семенков. — Ребята стараются, и у них все получается.

— Мне очень нравится здесь учиться. В будущем хочу стать автослесарем, — делится Рома Дыскин из 11«в» класса.

Девочки осваивают швейное дело — учатся работать на швейных машинах, в том числе промышленных. Швейному мастерству школьницы обучаются с шестого класса, а по окончании 12-го получают квалификационный разряд.

— В 9-м классе девочки уже полностью себя одевают, шьют платья, сарафаны, блузки, юбки, — рассказывает преподаватель Лариса Бойко. — Наши ученицы проходят практику на базе промышленных цехов МАУ «Наше время», многие трудоустраиваются по специальности.

Кстати, для подопечных школы сейчас возводится отдельный корпус площадью более 4 тыс. квадратных метров, где будут располагаться мастерские с современным оборудованием.

Кроме прочего, ребята из коррекционной школы принимают активное участие в жизни города.

— Мы участвовали в благотворительной акции «Дай лапу», направленной на помощь бездомным животным, — рассказывает Александр Глотов. — Ребята делали будки для собак, сейчас девочки шьют подстилки для кошек. Ребята делают скворечники, а их поделки из дерева украшают городские парки и скверы.

Отметим, что труд педагогов коррекционной школы не раз отмечался на окружном и российском уровнях. Школа — неоднократный победитель окружных конкурсов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений ХМАО-Югры. 

Оксана Сербина