Архив:

Никого за бортом

Решить проблемы инвалидов можно, только осознав их. Теперь можно только рассуждать, правильно тогда поступили или нет. Беспокоит другое: мы в принципе сегодня не готовы решать проблемы инвалидов. Подобное положение дел, например, совершенно невозможно в США.

Там считают, что создавать школы для детей со специальными (а не ограниченными, заметьте!) возможностями очень дорого и неэффективно, ведь они готовят социально не адаптированных людей. Поэтому дети со специальными возможностями учатся вместе со всеми, в чем убедилась заведующая кафедрой со-циологии и философии Севмашвтуза Ольга Руссова за время деловой поездки в штат Мичиган. Туда она отправилась по приглашению организации международных исследований и обмена IREX, реализующей на территории России программу «Диалог». Заинтересовала тема - развитие форм общественного участия в сфере образования и в развитии города.

- Несколько лет назад в Америке был сформулирован принцип «Никого за бортом», - рассказывает Ольга Николаевна. - Распространяется он на все сферы жизнедеятельности, но прежде всего касается городского устройства и образования. Смысл: все должны быть включены в процесс. И в Америке это реально работает!
Поразило увиденное в школе «Бульдог» (г. Брайтон). Расписание на год вперед здесь составляют весной, индивидуально для каждого из 2500 учеников школы.

Причем курсы ребята выбирают сами. Если у ребенка есть задержка умственного развития и он не может учиться со всеми, скажем, по математике, он просто изучает ее в специальном классе. Но ничто не мешает ему ходить вместе со всеми на физкультуру, пение, искусство. Причем для обычных детей такое соседство - нормальное явление: они с удовольствием общаются на переменах, обнимаются, хлопают друг друга по плечу.

- Долго можно спорить, какое образование лучше - российское или американское, - продолжает Ольга Николаевна. - Считается, что наше - более глубокое, американское - более поверхностное. Но оно же и более широкое: только по искусству здесь предлагают 30 уроков (чеканка, гончарное искусство, архитектура и прочее), в школе 40 команд по различным видам спорта. Американская школьная культура направлена на то, чтобы не унизить ребенка, а возвысить его во всем.

Еще один многоговорящий пример того, как в Америке относятся к инвалидам. В центральном кинотеатре Вашингтона, например, на контроле стоит мальчик с синдромом Дауна, радостно улыбается и очень старательно, но медленно отрывает билеты. Стоит большая очередь, но никто и не думает возмущаться. В нашем кинотеатре подобную ситуацию даже не представить... Хотя у нас инвалидов не меньше, чем в Америке, - те же десять процентов населения.

- Такая система, при которой инвалиды включены в общий процесс, нужна даже больше здоровым людям. Они по-другому начинают воспринимать мир, появляются более глубокие чувства, - подытоживает Ольга Николаевна. - У нас же эта проблема просто замалчивается. Мы не видим инвалидов, но не потому, что их нет, а потому, что мы не хотим или не готовы их видеть. Они вынуждены сидеть дома наедине со своими проблемами, потому что для них не созданы условия для нормального функционирования в обществе (те же пандусы и прочее). Ведь чтобы решить проблему, ее надо сначала осознать.

Сегодня о совместном образовании детей у нас заговорили на разных уровнях власти и общества. Серьезно рассматривается вопрос: а готовы ли мы к тому, чтобы дети с проблемами в развитии учились не в специализированных школах, а в общеобразовательных? Скажете, показательный опыт далекой Америки неприменим на нашей почве? И отрицательный ответ, увы, редок. Ну что нам Америка, страна совсем другая, со своими законами и условиями жизни.

Однако ничто не мешает каждому из нас стать чуточку отзывчивее и уже сейчас задуматься, как переломить ситуацию, впустить инвалидов в жизнь общества. Ключ решения проблемы - в каждом из нас.

Екатерина Курзенева

Источник: nworker.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ