Архив:

«Говорящий город»: для чего нужны светофоры с голосовым оповещением

Право слабовидящих людей безопасно переходить дорогу в судебном порядке отстоял прокурор Петроградского района. Теперь на светофоры, не оборудованные звуковой приставкой, установят специальное устройство. Чей голос поможет незрячим или просто рассеянным людям ориентироваться пересекая проезжую часть, узнал Александр Бриус.

Александр Бриус, корреспондент: «Первый светофор, оборудованный специальным звуковым сигналом для инвалидов по зрению — вот он, рядом со мной, на перекрестке Большого проспекта и улицы Ленина. Он появился здесь больше 10-ти лет назад по пути от метро "Петроградская" до петербургского общества слепых. Таких маршрутов в городе теперь не один десяток, а количество устройств превышает полторы тысячи».

Система «Говорящий город» работает в Петербурге четвертый год. Продлится до 2015-го, но, если потребуется и дольше. За незрячих людей недавно вступился прокурор Петроградского района и обязал администрацию установить на двух перекрестках светофоры с голосом — такие уже спасли не одну жизнь.

Нина Балан потеряла зрение еще в институте. Упала на лед во время прогулки. Отслоение сетчатки привело к инвалидности. Сегодня она работает председателем организации незрячих специалистов. Запросто управляется с компьютером, ежегодно организует акцию — день белой трости, где слабовидящие люди рассказывают власти о своих проблемах.

Нина Балан, председатель организации незрячих специалистов: «Я должна сказать, что не только проще, но и безопаснее. Причем это не только для незрячих людей, но и для пожилых людей, детей, слабовидящих, задумчивых и просто рассеянных людей, потому что вовремя звучит предупреждение о том, что улицу можно переходить и заканчивать переход. Для нас это просто спасение».

Динамиками оснащают не только перекрестки, но и общественный транспорт: троллейбусы и вагоны метро. Проект Общество слепых развивает вместе с дирекцией по организации дорожного движения. Спасительные светофоры появляются рядом с социальными объектами, они же провожают незрячих людей до работы.

Денис Глебов, зам. начальника отдела содержания ТСО ДД: «К сожалению, мы не в курсе всех мест работы инвалидов по зрению, они могут менять свое расположение. Об этом, я так понимаю, в курсе ВОС. Мы, со своей стороны, выполняем их пожелания на основании обращений, поступающих к нам в дирекцию».

Сначала на дорогах помогали ориентироваться триоли — особые «пищалки», которые срабатывают, когда горит зеленый. Это уже архаика. Петербургские умельцы одушевили железного регулировщика, во время одной из смен подарили ему голос молодой девушки.

Юлия Козлова — бывшая сотрудница того самого предприятия, где собирают электронные аудиотабло. Согласилась помочь инженеру и записала первую фразу для перехода по одной из улиц.

Юлия Козлова: «Да, была история. Одна моя подруга стояла на светофоре и услышала мой голос. Думала, я где-то рядом. В итоге поняла, что разговаривает светофор, а не я. Было интересно».

Сами динамики помогают собирать здесь. Под паяльником слесаря оживают и десятки огоньков, которые через пару минут превратятся в цифровое табло. Их тестируют каждый день — перед тем, как отправить на завод в массовое производство. Чтобы система прослужила долго, ее тщательно проверяют перед тем, как установить на переходе. Крышку блока герметизируют — капризы погоды уже не страшны.

Валерий Иванов, слесарь механосборочных работ: «Ну вот, на этом весь процесс изготовления заканчивается».

Экспериментаторы готовят еще один проект. В Петербурге появится новое оборудование в поддержку инвалидов — устройство для слепоглухих людей. Запустить его могут уже в конце следующего года.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ