Архив:

Увидеть выгоду ресторанов для слепых

Проект по созданию комфортной среды для инвалидов по зрению в ресторанах Москвы будет осуществлен уже совсем скоро. В кафе и ресторанах появятся меню, распечатанные по системе Брайля, тактильные указатели, по которым незрячие посетители смогут самостоятельно найти туалет, гардероб и кассу, персонал общепита получит специальный инструктаж.

Остается только одна проблема: мы просто не знаем, сколько слепых имеет финансовую возможность посетить ресторан.

Нужно смотреть правде в глаза: наше общество никогда не было ориентировано на инвалидов. В идеале мы все должны стремиться к созданию единой социальной среды - для здоровых людей и для людей с ограниченными возможностями. Но никто не стремится - и у маломобильных людей нет даже возможности иметь более или менее прилично оплачиваемую работу.

Нужно смотреть правде в глаза: наше общество никогда не было ориентировано на инвалидов

Инвалидов по зрению всегда устраивали на какие-то заводы, заставляли что-то там собирать, оплата по минимуму - о каких ресторанах может идти речь? Так что сейчас среди слепых, возможно, не будет большого спроса на подобные заведения, но уже их создание - большой шаг для нас.

Мы живем, как нам удобно, и неудобства инвалидов, неприспособленность нашего мира для их нужд нас, кажется, мало волнует. Мало кто может себе представить, как будут выглядеть на улицах наземные тактильные указатели для слепых, которыми планируют оснастить дорогу от метро до общепита. В Москве, при таком количестве людей на улицах, это кажется странным, нерациональным. Но, представьте себе, раньше, когда мы только начинали заниматься установкой пандусов для инвалидов-колясочников в подъездах жилых домов, находились люди, которые считали и эту меру неудобной и нерациональной. Сейчас же - пандусы, лифты на станциях метро, системы вызова персонала для инвалидов-колясочников - все это прочно вошло в наши будни, ни одно развитое государство не откажется обеспечивать своих граждан столь необходимыми услугами.

В США существует такая практика: на единой территории, с единой спортивной площадкой и двором для прогулок функционируют две школы: для обычных детей и для детей, отстающих в умственном развитии. Они с раннего возраста учатся контактировать друг с другом, здоровые дети помогают больным, они вместе заканчивают школу и потом общаются всю жизнь. Это здорово, когда здоровый человек не прячет взгляд при виде инвалида, когда знает, как помочь ему.

В рамках проекта оснащения ресторанов Москвы оборудованием для слепых и слабовидящих людей это кажется мне особенно важным - помнить, что инвалидам потребуются не только технические новшества, но и помощь персонала. От сотрудников общепита потребуется умение встретить незрячего посетителя, проводить до столика, объяснить, как сервирован стол и где находится туалет. Возможно, Всероссийское общество слепых поддержит инициативу на первое время предоставить ресторанам своих волонтеров, чтобы персонал  получил возможность обучаться обращению с инвалидами не по методичкам, а от компетентных специалистов.

Мы просто не знаем, сколько слепых имеет финансовую возможность посетить ресторан

Необходимо понимать, что коммерческая сторона проекта принципиальна для обеих сторон - и для ресторатора, вкладывающего деньги в новое оборудование и обучение персонала, и для инвалида, чаще всего ограниченного в финансах. Сейчас хозяева заведений с охотой соглашаются переоборудовать помещение с учетом потребностей слепых - они ведь рассчитывают получить прибыль от обслуживания еще одной группы населения. Но для того, чтобы новые посетители пошли, необходима агитация, установление приемлемых цен, удобное размещение ресторана относительно метро или зон компактного проживания слепых.

В Европе существуют гостиницы и кинотеатры, оборудованные для инвалидов - я уверен, что все это можно запустить и в России. Пусть сначала спрос будет небольшим, пусть мы столкнемся с непониманием со стороны негативно настроенных граждан, - на Западе инфраструктура, пригодная для инвалидов, тоже прижилась не сразу. Обидно, что в наших ресторанах посетители или официанты часто настроены лояльно по отношению к нетрезвым гражданам: не зазорно проводить пьяного до туалета, но при виде инвалида многие растеряются.

Игорь Бухаров

Источник: ТАСС

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ