Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Врач ля мажор. Музыка поможет детям с аутизмом

Специалисты Королевского университета в Белфасте в новом исследовании подтвердили, что терапия музыкой способствует лечению депрессии у детей и подростков. Эффективность этого метода они доказали в ходе крупного эксперимента, который проводился три года с участием 250 ребятишек с поведенческими и эмоциональными проблемами.

Детей разделили на две группы. Первую лечили стандартными средствами, а вторая, помимо лекарств, регулярно слушала музыку. У участников второй группы улучшение наступило гораздо быстрее. Кроме всего прочего, в "музыкальной" группе у детей улучшились коммуникативные и интерактивные навыки, а также исчезли признаки депрессии и повысилась самооценка. Однако что, пожалуй, самое важное? Это вывод ученых: результаты лечения с помощью музыки сохраняются надолго.

- Музыка помогает не только детям с нарушениями психики, но и тем, кому поставлен диагноз аутизм и ДЦП, - комментирует исследование британских коллег педагог-дефектолог НПЦ детской психоневрологии Москвы Тамара Трайт. По ее словам, больные дети, посещающие музыкальные занятия, лучше восстанавливаются, реагируют на окружающий мир, активнее общаются со сверстниками.

- В терапии с помощью мелодий и звуков есть несколько положительных моментов. Во-первых, дети в процессе занятия включаются в общение со сверстниками и педагогами: вместе поют и даже танцуют, увеличивается их социальная активность. Во-вторых, они начинают чувствовать ритм, темп, звуки, испытывают, таким образом, сенсорное насыщение через слух, - говорит Тамара Трайт. - Если ребенок боится громких звуков или подавлен, то можно использовать пассивный метод музыкальной терапии - предложить ему послушать спокойные композиции или во время занятий поставить классику в фоновом режиме.

Российские специалисты подчеркивают: лечение звуком должно проводиться только под контролем специалиста, с учетом особенностей каждого ребенка.

- Опыт первых уроков оказался достаточно успешным: остались довольны не только дети, но и родители, - говорит директор НПЦ детской психоневрологии профессор Татьяна Батышева. - Мы использовали как живую музыку - фортепиано, так и слушали мелодии в записи. Положительный эффект был в обоих случаях.

Мнение

Сергей Шушарджан, доктор медицинских наук, профессор:

- То, что подтвердили британские ученые, в России уже давно применяют на практике. Есть специальные успокаивающие алгоритмы, которые влияют на активность мозга через слух. Самая простая схема: если терапевту нужно успокоить пациента, лучше использовать мелодии в медленном темпе, а если ребенок, например, недостаточно активен - нужны быстрые композиции. Также на настроение, которое создает музыка, влияют тональность, ритм, частоты, на которых воспроизводится звук. А от эмоций человека зависит и его физическое состояние. Чтобы научиться правильно воздействовать на пациента музыкой, нужно учиться несколько лет.

Ксения Колесникова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ