Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Кино бывает и про нас

«По-Кадровый отдел» без барьеров.

Вчера в материале Zazerkаlia говорилось: «такое кино нам не нужно». Сегодня вторая серия. Она о кино про инвалидов. Московский Международный кинофестиваль «Кино без барьеров», в отличие от своего «большого брата», рамками Садового кольца не ограничивается. Видеокадры его фильмов разлетаются по весям российским. В наш город, благодаря стараниям общественной организации «Открытые Сердца» и ряда других, в своео время с видеопоказом приезжали координатор проекта Наталья ПРИСЕЦКАЯ и питерский постановщик Юрий КУЗНЕЦОВ. Для того, чтобы заниматься пропагандой проблем людей с ограниченными возможностями и о ломке барьеров на пути этих людей на общероссийском уровне, одной не мешает коляска, другому – костыль

Фиолетовый, он какой?

В фильме «До свиданья» Малыш тоже побывал на крыше. Только не с Карлсоном, а …с мамой! А крыша и фильм польские.

- Мы с тобой на крыше кафедрального собора. Внизу два входа, а вон шпиль Ратуши.

Мама складывает домиком ладошки слепого мальчика, так чтобы было понятно, что такое шпиль.

- Как здесь здорово! Мы еще сюда вернемся!

Мама и сын всю жизнь учат друг друга. Мама учит ориентации в городе, а Малыш учит восприятию мира звуков и осязательных образов, учит понять гораздо глубже богатство параллельного для остальных мира, мира ощущений.

-А я знаю какой голубой цвет. Он светлый. И фиолетовый тоже, правда?- не устает спрашивать незрячий мальчик.

Один из зрячих ребят в зрительном зале в этот момент играет в «игрушку» на своем «сотике». Он, как и многие взрослые, уже умеет видеть проблемы других людей в глубоко «фиолетовом свете»…

Дон Гуан - Жека

- Вначале мне понравилась совсем другая девочка, а потом я увидел Наташу и понял - эта такая девочка, такая девочка! Как я мог не обратить сразу на нее внимание?

Женя отползает от микрофона. Балуется с другими воспитанниками специнтерната для детей – опорников. Потом очень точно пародирует Путина. Смеется и взахлеб хвастает тем, как его целовала девочка, которой он подарил помаду.

Фильм о маленьком дон Гуане так и назывался «О любви». И как положено «Камасутре» он исследует особенности любви ребятишек с явными физическими изъянами. Очень милую девчушку тоже зовут Женя. Девочки, как известно, любят «ушами». С ушами у Жени порядок, а вот рук нет совсем, с рождения. Родителей тоже нет - отказались. Но есть чудесная бабушка.

-А еще в нашем доме нет слов «инвалид» и «не могу». Сколько вокруг крепких «рукастых» и молодых, которые ничего не умеют и не хотят уметь?- негодует бабушка.

Женя ногами умеет все: Есть, писать, шить, чистить зубы. А еще она умеет крепко любить. И особенно бабушку. Так что, заключает видеотрактат о любви от Тофика Шахвердиева - инвалиды любят точно также, как все. Ну, может быть, чуть ярче и крепче?

Поврежденный мозгом.

Подобный ярлык мы дарим часто и охотно. Стоит человеку поступить не так, как все того ждут – ненормальный! Мы с радостью находим еще 10 традиционных отличий от всех.

Разговор о нормальности и «Норме» с особой силой прозвучал в скандальном бестеллере В.Сорокина «Норма». Фильм Пола Надлера (Канада) о том же. Что есть норма? И что есть человек не похожий на всех. Человек похож лишь на себя. Пол и десять лет назад был особый. Он был Пол. Он мог вспылить, он мог сказать все, что думал, не заботясь о последствиях своих высказываний. Он был режиссер Надлер. Все, кто его знал, понимал, что Пол это цельный особый мир и его надо воспринимать, таким, каков он есть. Многие и тогда при знакомстве с Полом крутили у виска. – Чокнутый!

Случилась дорожная трагедия. Пол вышел из комы спустя три недели после столкновения. Врачи твердо заявили – того Пола больше нет. Он никогда больше не станет как все. Пол теперь лишь полчеловека. У него движется лишь одна сторона, он почти ничего не запоминает, он моментально выходит из себя, когда не получается что-то.

- Он не до конца осознает свое положение и не намерен приноравливаться к своему новому состоянию, - сетовали врачи друзьям и близким Пола. – Он не совсем в норме.

Видимо это его и спасло! Ну разве может нормальный человек, едва научившись ходить, и то с тростью, заявить, что будет ездит на сноборде? Ему и падать вредно.

А он ездил, а он падал. Разве может нормальный человек, мимика которого, тоже «неисправна» после аварии, заявить – Я в восторге от своего нынешнего дикого смеха? Ну чокнутый!

Но кто, лучше чокнутого Надлера, мог рассказать с экрана о ненорме? Он плохо говорил. Он стал играть в театре червя с голым татуированным черепом. Это совершенно ненормально. Это очень образно и понятно. И весь фильм «Поврежденный мозгом» снят ненормальным режиссером Надлером. What, часто переспрашивает Пол, пытаясь вспомнить о чем идет речь. А разве нормальные не спрашивают себя, хоть иногда: - Что хотел он сделать в жизни, о чем мечтал в юности, чего наобещал избирателям? Нет? А туда же - нормальный!

И, кстати, жеребячье ржание Надлера, действительно завораживает. Харизма!

Режиссер, сделавший себя сам

Фильм «Подорожник» полезно посмотреть всем. Рассказ о семье, в которой маленькую Киру любят все. Малышка похожа на безвольную, будто ватой набитую куклу. Девочка схожа с милой, но ничего не осознающей киской, требующей неусыпного к себе внимания. Родители безмерно любят свою дочь, она им очень нужна. Для них Кира «Зайчик, Солнышко». Мелкие семейные дрязги, обычные для любой семьи, теряют всякое значение для этих двоих на фоне большой, накрепко связывающей их общей беды.

- Да, знаете, я счастлив, - доказывает зрителю папа несчастной малышки.

Постановщик ленты Юрий Кузнецов сам прошел круги ада детской инвалидности и жизни в специнтернате.

- Когда через 8 лет я увиделся с одногруппниками по «богадельне», - вспоминает автор ролика, - то оказалось, что большинство из них едва пишут и читают по слогам! Они меня «держат» за профессора.

Но, человек зарекся, «Я ни за что не буду расти на подокоСергей Баршайннике!» И вот теперь он черпает жизнь наотмашь: ездит по стране, учит жить других. И учит по праву, учиться стойкости не зазорно. В том и ценность этого тяжелого, но такого нужного кино «не для всех», в том и мужество людей это кино пропагандирующих, в том числе и через откровения своих судеб.

Сергей Баршай от http://zazerkalia.ucoz.ru/