Архив:

Когда дети-инвалиды смогут учиться наравне со всеми?

Дети-инвалиды нуждаются в общении так же, как и остальные их сверстники. А вот шансов на это у таких ребят намного меньше. В последние годы много говорят об инклюзивном образовании, то есть обучении детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со сверстниками в обычных школах. Но до вступления в силу нового закона «Об образовании», который поставил задачу адаптации детей-инвалидов к нормальной жизни, разговоры оставались разговорами. 

А по-настоящему этой проблемой озаботились лишь недавно: разработана специальная программа «Доступная среда», выделяются деньги из бюджетов разных уровней. И хотя первые результаты уже есть, нерешенных проблем пока намного больше.

Доступная среда создана только в 7 школах области

Развитию инклюзивного образования на территории Ивановской области было посвящено очередное выездное заседание региональной Общественной палаты, которое прошло в Кинешме. По мнению председателя палаты Юлии Портновой, значимость данной темы трудно преувеличить: детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом становится всё больше, а проблемы решаются не так быстро, как хотелось бы.

По новому закону «Об образовании» у каждого ребенка независимо от того, какие проблемы со здоровьем он имеет, есть право на полноценное образование. А дети-инвалиды с сохранным интеллектом вполне могут посещать обычные детские сады и школы. Но на практике получается иначе. Родителям еще совсем недавно приходилось буквально выбивать разрешение на образование для своего ребенка. Лет семь назад с такой проблемой столкнулись родители Миши Вавилова, мальчика с синдромом Дауна, когда попытались устроить его в обычный детский сад. В итоге отстоять свое право они смогли только через суд. Именно тогда был создан прецедент, после которого местные власти перестали отказывать родителям детей-инвалидов. Не отказывали, но и не способствовали, оправдываясь тем, что в образовательных учреждениях нет подходящих условий. Первые школы и развивающие центры, оборудованные пандусами и подъемниками, появились только в 2013 году (на эти цели потрачено около 26 миллионов из разных бюджетов). Но пока их количество ничтожно мало: из нескольких сотен школ региона доступная среда создана лишь в семи. То есть доля базовых общеобразовательных учреждений, обеспечивающих совместное пребывание детей-инвалидов и здоровых детей, составляет всего 4,4 процента. По России эта цифра чуть выше – около 6 процентов. И всё равно это ничтожно мало: например, в США количество таких школ составляет примерно 90 процентов, а в Швеции – 100 процентов.

В рамках своего визита в Кинешму члены Общественной палаты посетили детский сад № 22, где воспитываются ребятишки с тяжелыми нарушениями речи. Заведующая ДОУ Людмила Космалева рассказала, что количество детей, нуждающихся в помощи логопедов-дефектологов, увеличивается с каждым годом. Так, если в 2012 году в детсад было принято примерно 70 детей, то в 2014-м – уже 90. Мест не хватает. В Кинешемском отделе образования пытаются решить эту проблему всеми доступными способами: создают группы кратковременного пребывания, логопеды проводят он-лайн консультации, но проблему в глобальном масштабе это не решает.

А еще таким учреждениям требуются новое оборудование, логотренажеры, интерактивные доски, но пока денег хватает только на покупку книг и недорогих пособий.

Одноклассники носят товарища на руках

10-летний кинешемец Максим Лисин учится в 4-м классе. Это умный, смышленый мальчик, отличающийся от сверстников только тем, что передвигается он на инвалидной коляске. Одноклассники уважают Максима и в буквальном смысле слова носят на руках – другим способом мальчик просто не попадет в свой класс. Эту историю рассказала Надежда Куликова, директор школы № 8, куда члены Общественной палаты отправились после посещения детского сада. Данная школа – одно из учебных заведений региона, попавших в программу «Доступная среда». Здесь действительно есть пандусы при входе и подъемный механизм на лестнице, однако, по словам Надежды Куликовой, Максим не может ими пользоваться: подъемы получаются слишком крутыми и мальчик боится упасть. А ведь пандусы устанавливались квалифицированными специалистами, был разработан проект. Но дело в том, что все школы Ивановской области (и даже кинешемская школа № 8, открытая совсем недавно – в 2009 году) проектировались и строились без учета нужд людей с ограниченными возможностями. Именно этот вопрос становится камнем преткновения, тормозящим развитие инклюзивного образования.

Другая проблема, которую озвучила уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Татьяна Океанская, выступая на расширенном заседании совета Общественной палаты, – это отсутствие терпимости, нежелание здоровых людей видеть рядом с собой инвалидов. Омбудсмен рассказала, что ей периодически приходится разбирать случаи травли детей-инвалидов в школах со стороны здоровых сверстников. А ведь инклюзивное образование приносит пользу не только людям с ограниченными возможностями: по данным психологов, здоровые дети, вовлеченные в систему инклюзивного образования, учатся сочувствовать и сопереживать, становятся более общительными и терпимыми, что особенно важно для российского общества с его низким уровнем толерантности. К тому же инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

По итогам заседания совета была принята резолюция, в которой члены Общественной палаты рекомендовали региональным и муниципальным властям продолжать создавать на территории Ивановской области условия для инклюзивного образования детей-инвалидов. В частности, к 2015 году количество учебных заведений, вовлеченных в систему, должно составить не менее 17 процентов.

Дарья Бобровицкая

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ