Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Слепые художники

Словосочетание «слепой художник» сразу вызывает много вопросов, главный среди которых «Как?!» и эмоций, среди которых главенствуют удивление и недоверие. Между тем, в мире не так мало незрячих людей, которые занимаются изобразительным искусством.

Существует ряд исследований, доказывающих, что занятия изобразительным искусством благотворно влияют на незрячих и слабовидящих людей. Слепые художники объединяются в сообщества, создают в интернете сайты, на которых делятся опытом. В основном, конечно, область применения их талантов – то, что можно потрогать руками: скульптура, керамика и прочие виды декоративно-прикладного искусства. Однако есть среди них и поистине уникальные творцы: будучи полностью лишены зрения, они творят живописные полотна и графические работы, которые сами не увидят никогда…

Сергей Поползин

Ему 50. Он мечтал быть художником сколько себя помнит. Родился в таежном поселке, несколько раз поступал в художественное училище в Иркутске. Наконец, поступил. Пришлось в силу обстоятельств бросить, потом снова поступать. Занимался как одержимый, целые дни проводил в музее, экспериментировал с материалами, формами, ездил на этюды на Байкал, копировал великих мастеров, изучал иконопись. Пытался создать из всего этого что-то новое, еще невиданное. Его не поняли. О выставках (а следовательно, и заработках) тогда, в конце 1980-х не могло быть и речи. Люди по-разному реагируют на подобные испытания… 

Сергей пытался застрелиться. Выжил, но остался полностью слепым. Пуля прошла навылет… Он сжег все свои картины, а спустя какое-то время снова начал писать. Для начала пришлось осваивать новые технологии работы. 

Набросок будущей работы он «рисует» исключительно в собственном воображении, продумывая все до мельчайших деталей. В первое время Поползин мог писать только очень быстро – всю картину за один раз. Чтобы получить возможность работать медленнее и скрупулезнее, надо было осваивать новые техники. Сегодня он использует в работе два противоположных приема: лессировку и пастозную живопись. Первый применяется для смешивания красок не на палитре, а на самом холсте, для чего они наносятся тонкими, полупрозрачными слоями. Второй – это, напротив, практически рельефная живопись, которую можно потом пощупать: неразведенные краски наносятся плотными мазками. 

99835f23bc7b25f6a582d5cc6707018c.jpg

Чтобы ориентироваться в пространстве будущего полотна, художник втыкает в холст иголки, а иногда пользуется вырезанными из картона трафаретами. Чтобы различать тюбики с краской, нанес на колпачки надрезы разной формы. 

Уже через год у Поползина состоялась первая выставка – небольшая, местного значения. Многие тогда отказывались верить, что представленные на ней работы мог нарисовать человек, лишенный зрения.

После выставки последовали приглашения от московских, а затем и зарубежных галерейщиков. В 1993 году о Сергее Поползине сняли документальный фильм, на него обратили внимание журналисты. В 1996 году художник женился на австрийке и уехал в Вену, где живет и сейчас. 

Терри Хопвуд Джексон

Он не является выдающимся художником, зато учитель мистер Джексон – превосходный. Он полностью ослеп 1979 году и с тех пор не только научился рисовать сам, но и делает все, чтобы и другие незрячие люди овладевали изобразительными искусствами. 

Терри Джексон создал сайт Art Sight, предназначенный для людей с любой степенью слепоты, любых возрастов, которые хотят научиться рисовать. (Естественно, сайт доступен в специальной версии для незрячих). Он создает свои работы с помощью собственной методики: сначала делает набросок пластилином, используя его для разделения друг от друга разных участков полотна, а после заполняет его акриловыми красками. 

29d747fbf0aacfc16b0afb753dc6d579.jpg

Почему акриловыми? «С ними меньше возни, и они не так пачкаются. Только помните, что когда они высохнут, то будут немного темнее, чем были мокрыми, так что надо накладывать более светлый тон, чем вы хотите, чтобы картина выглядела как можно более реалистично…» Из подобных советов состоит весь этот удивительный сайт. Для Терри нет ненужных деталей. Он знает, что когда человек решится начать рисовать, каждая такая мелочь может обернуться непреодолимым препятствием. 

Он рассказывает о сортах пластилина и красок, где их можно купить и в какой упаковке будет удобнее. Предостерегает от использования белого пластилина: «На холсте потом останутся белые полоски, которые вы не увидите, естественно, а другие могут и не сказать». Сам он чаще всего пользуется зеленым пластилином, так как рисует преимущественно пейзажи. 

ddaecdca7acec5e6e2c24d05d69de7a0.jpg

«Смешивать краски, будучи полностью слепым, очень сложно, – длится опытом художник. – Для этого вам понадобится помощник, которому вы будете полностью доверять, или абсолютная память на цвет, или феноменальное воображение, позволяющее вам представить нужный цвет. А лучше – все вместе». 

На сайте Терри дает будущим художникам конкретные, сугубо ремесленные рекомендации по изображению травы, неба (хорошо сразу загрунтовать холст голубым, а после оставить нетронутым кусок), воды, камней. Многие из этих советов вполне могут пригодиться и даже вполне зрячим «чайникам», желающим попробовать свои силы в рисовании. 

Эсреф Армаган

60-летний Эсреф – национальная гордость Турции. Он родился слепым в бедной семье, никогда не учился не то что живописи, но даже грамоте. Сам научился писать и печатать на клавиатуре. А когда ему было 25, он попробовал рисовать масляными красками. Вместо кистей Эсреф использует собственные пальцы. 

Главное условие для работы художника – полная тишина. Иначе он не будет способен сотворить невозможное. Эсреф должен почувствовать, что находится «внутри» своей будущей картины. Он говорит, что когда рисует море, иногда даже боится утонуть в нем – настолько живо представляет он бушующую стихию. Сначала с помощью стилоса для брайлевского письма Армаган делает набросок будущего изображения. Потом наносит пальцами первый цвет на холст – и ждет, пока тот абсолютно высохнет. Этот процесс занимает 2-3 дня. После этого наносит следующий цвет и т.д. Это делается для того, чтобы краски не размазывались по холсту. 

2485e97c4b01de2697d4159cbb6e1112.jpg

От любой посторонней помощи в создании работ Армаган отказывается, если только речь не идет о создании портретов. Для создания произведения этого жанра художник разработал свой собственный способ. Он просит зрячего человека обвести шариковой ручкой контур фотографии, потом переворачивает снимок, водит по нему левой рукой, одновременно перенося правой контур на другой листок бумаги. А после добавляет цвет – только и всего. «Кисти», точнее, пальцам художника принадлежат портреты премьер-министра и президента Турции, а также бывшей первой леди страны. 

Армаганом заинтересовались ученые. Один из самых интересных экспериментов провели в 2008 году двое исследователей из Гарварда – Амир Амеди и Алваро Паскуаль-Леоне. Глядя на результаты сканирования мозга Армагана во время работы над картиной и ничего не зная о пациенте, можно было решить, что он – человек зрячий. Сигналы, поступавшие от мозга, были такими же, как если бы он видел нечто на самом деле, а не просто представлял. 

Художник женат, у него двое детей. Его работы выставлялись на 20 с лишним выставках в Турции, Китае, Италии, Голландии, Чехии. 

Кит Салмон

Любимое занятие Кита – пешие прогулки по горам, а главный сюжет полотен и графических работ – почерпнутые во время них впечатления. 55-летний Салмон покорил более ста вершин шотландских гор высотой более 900 метров (так называемых мунро). Многие из них представлены на его полотнах. 

Он родился в Эссексе, изучал изобразительное искусство в колледже, стал скульптором, делал работы из стали, дерева и цемента, выставлялся, имел успех. Но потом его зрение начало очень быстро ухудшаться, и спустя несколько лет он вынужден был прекратить занятия скульптурой. Кит знал, что скоро потеряет зрение полностью, и решил использовать время, пока еще видел хоть что-то, для того, чтобы овладеть методами рисования и живописи вслепую. Вскоре он переехал в Шотландию и решился там впервые выставить свои работы, которые создал, будучи уже почти полностью слепым. 

2256527336883e9c2a8d4e4d8de833b7.jpg

В то время творчество его развивалось в двух разных направлениях – рисунки (в основном, пастелью) и живопись – размашистые мазки маслом или акриловыми красками. В последнее время он начал соединять эти две техники, говоря, что так он «хоть немного может передать дух этих чудесных диких мест». Он регулярно выставляется, получил награду Джоломо (она присуждается художникам, воспевающим шотландский пейзаж). 

Джон Брамлитт

Его работы с успехом продавались в 20 странах мира. Он является автором книги «Кричащий во тьме», в которой описал свою жизнь как путешествие по новой территории – территории слепоты. Рисовать Джон начал, чтобы преобразовать свою жизнь – и сумел заново обрести утраченную было радость, снова вернуться в мир людей. 

6f174d1181663f755463c50d9e207b1f.jpg

43-летний техасец потерял зрение в 2001 году. Этот долгий мучительный процесс – следствие эпилептической болезни – начался, когда Джону было девять лет. До этого Джон учился в Университете Северного Техаса в своем родном городе Дентон, который закончил с отличием. Он хотел быть учителем, преподавать писательское мастерство, но когда ослеп, с этой мечтой пришлось распрощаться. 

Брамлитт впал в глубокую депрессию. Он почувствовал себя очень одиноким; казалось, что глубокая пропасть отделяет его теперь даже от самых близких людей – семьи, друзей, родственников. Но потом случилось нечто удивительное: он открыл для себя рисование. Оказывается, краски разного цвета отличаются на ощупь, о чем даже не подозреваем мы, зрячие. Рисовать Джон учился сам, ориентируясь по текстуре холста, а также с помощью так называемой «тактильной визуализации», позволяющей ему видеть внутренним взором объекты, которые он трогает. На этих двух методах, как правило, и строятся методики обучения незрячих рисованию. 

Все работы Брамлитта являются глубоко личными: он изображает либо события своей жизни, либо людей, которых хорошо знает. Портретное сходство поражает. «Живопись перевернула всю мою жизнь», – говорит Джон. – У каждого человека внутри живет художник, надо лишь немножко помочь ему выйти на свет». 

И он помогает. Джон Брамлитт работает консультантом для музейных развивающих программ. Студии, которые он организует, уникальны: здесь на равных присутствуют не только любители и профессиональные художники, но и люди с ограниченными возможностями, для которых Брамлитт открывает мир искусства благодаря опробованным на себе адаптивным техникам и методам. 

Екатерина Савостьянова

Источник: Милосердие.RU