Архив:

Как вдохновить людей с физическими ограничениями на путешествия

Три года назад Игорь Гаков запустил сайт «Открытая планета». Проект стал первой российской площадкой, объединившей истории и лайфхаки людей, путешествующих на инвалидных колясках. Здесь можно узнать, как передвигаться на коляске по Венеции, легко ли заехать на ней в Колизей, насколько популярны в Индии пандусы и на каких пляжах Испании есть шезлонги для колясочников.

В планах — организовывать заграничные туры для людей с ограниченной подвижностью. Начать решили с городских экскурсий. С приходом весны запустят несколько пешеходных экскурсий по Москве.

Идея

К 2011 году я понял, что лучше всего я разбираюсь в двух вещах. Во-первых, в том, как как устроен интернет. Я окончил курсы НИУ ВШЭ и занимаюсь техническим обслуживанием, продвижением и оптимизацией нескольких сайтов. А во вторых, я понимал, как живут маломобильные люди. К моменту запуска «Открытой планеты» я уже 12 лет был человеком, живущим в инвалидном кресле.

В то же время я продолжал путешествовать. И при подготовке к поездкам мне было крайне сложно найти информацию о доступности того или иного города, музея, отеля для людей с ограниченной мобильностью. И даже когда я звонил в турагентства и задавал им простые вопросы: «Есть ли пандус в отеле?», «Какой ширины дверные проёмы?» — я не мог получить точный ответ. 

Так я съездил в Турцию, Египет, Грецию. В Египте, например, со мной был брат, двухметровый гигант. И я знал, что он меня, где надо, затащит, если там вдруг нет обещанного пандуса. 

С такими проблемами сталкиваются все маломобильные люди, и я решил сделать площадку, где мы могли бы делиться опытом своих путешествий, информировать о доступности или недоступности курортов и городов и вдохновлять друг друга на поездки. При этом проект «Открытая планета» — это не только истории людей с ограниченными возможностями здоровья, но и опыт путешествующих женщин с маленькими детьми и пожилых людей.

Запуск проекта

Для запуска нужны были люди, которые будут генерировать информацию, создавать контент. Авторов я нашёл на тематических форумах.

Первые их тексты можно было объединить девизом «Как я провёл этим летом». В их сочинениях была масса эмоций о том, как классно прошёл отпуск, к рассказу прилагались десятки фотографий. Но в этих историях не было полезной информации, насколько удобно в этом путешествии будет человеку на коляске.

Мне было важно строить контент так, чтобы люди могли пройти по этим следам путешествий и при этом узнать, с какими сложностями им придётся столкнуться. Я просил авторов подробно рассказать, с какими барьерами они столкнулись во время путешествия? Где и как проводили время? Какие активности были доступны, а какие нет? Со многими из путешественников мы подружились, и они стали постоянными авторами «Открытой планеты». 

Со временем люди стали сами приходить к нам на сайт и делиться историями. Мы не вкладываем деньги в рекламу, просто поддерживаем контент на хорошем уровне. Аудитория находит нас через поисковые системы. До сих пор у нас нет конкурентов, есть сайты, которые агрегируют материалы на тему жизни на инвалидном кресле, но собственный контент о таких путешествиях создаём только мы.

В прошлом году я участвовал в двухдневном интенсиве от «Теплицы социальных технологий», мы вместе сделали адаптивную версию «Открытой планеты» для смартфонов и планшетов. Теперь сайт можно посмотреть на любом девайсе.

b25ff9d2aefd1de2b0b9ffec254ff5ee.jpg

О передвижении в аэропортах

Может, вы об этом не задумывались, самолёты в нашем мире строятся для людей, не имеющих физических ограничений: узкие проходы, двери. И если маломобильный человек летит рейсом Москва — Нью-Йорк, 10 часов в воздухе, единственный вариант — памперс. А как ещё? Кабинка в туалете слишком маленькая. И с этой проблемой сложно что-то придумать.

Я себя чувствовал заключённым, которого перевозят до места назначения

Но само пребывание в аэропорту до вылета можно сделать комфортнее. И здесь есть перемены. За последние четыре года в международных аэропортах Москвы появились службы мобильных помощников, которые сопровождают от регистрации до самолёта как инвалидов, так и просто пожилых людей, которым тяжело ходить.

Сначала эти российские службы были очень брутальными. Я себя чувствовал заключённым, которого перевозят до места назначения. Какое duty free — забудьте! Вы должны сидеть в комнате ожидания с убитым кафелем и страшными койками. А потом вас конвоируют прямо на борт. 

Но сейчас многое изменилось, в Шереметьеве даже открылся зал «Сириус» для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Но и тут есть вопросы. Например, в этом году в зале «Сириус» я помогал француженке, которая летела из Индии в Париж через Москву, и у неё были вопросы по стыковке. Но персонал, работающий в зале, не говорил по-английски.

Море не для всех

Мне больше всего обидно в путешествии быть на море и не иметь возможности искупаться. А если ты приезжаешь на курорт, скорее всего, ты окажешься в бассейне с хлорированной водой у отеля, даже если море в 100 метрах от тебя, просто потому что к воде не проехать на коляске.

Конечно, всегда есть выход. Например, на Карибах четыре израильтянина просто вытащили меня из бара на пластиковом стуле, подняли и понесли через весь пляж в воду. Я поплавал, они снова подхватили меня и вынесли на берег. Чтобы такое проворачивать, нужно иметь чувство юмора и настроение. Иногда проехать на стуле выше всей толпы к морю кажется забавным, часто просить кого-то о такой помощи некомфортно.

ebbe34b1bb41fad3315a73f627a439e6.jpg

К тому же уже есть технические средства, которыми можно организовать купание для людей с ограниченной мобильностью. Например, на испанских пляжах можно встретить специальные коляски с большими колёсами, которые не застревают в песке и не тонут в воде, за них можно держаться во время купания.

Но, как оказалось, в Испании эти коляски убирают с пляжей с закрытием сезона. Так, мы прилетели в Испанию 3 сентября, а сезон кончился на день раньше. И колясок было уже не сыскать.

В Греции, например, я видел пандус, ведущий в море. И на пляже работают специальные люди, которые помогут искупаться. Кстати, прошлым летом греки запатентовали seatrac — электрическое кресло, установленное на рельсах, которые проложены с берега в море. Ты садишься в кресло, нажимаешь на кнопку, и ты в море.

Сложности

Я очень хочу, чтобы мест с доступом к морю было как можно больше. И часто для отеля, расположенного на береговой линии, необходимые изменения не требуют большого бюджета. Бывает, что здания уже построены на основе нормативов, остаётся только сделать пандус, в санузле привинтить ручки и построить доступ к морю. И тогда в отель смогут приехать гости, которые до этого не могли здесь отдыхать.

В прошлом году я встречался в Греции с владельцами отелей. У меня была надежда, что они захотят адаптировать свои гостиницы для людей с ограниченными возможностями. На все мои аргументы они отвечали примерно так:

Знаете, кто-то кудрявый, а кто-то лысый, кто-то ходит, а кто-то передвигается на коляске

«Вот смотри, у нас каждый год приезжает из Швеции 120 человек на колясках, у каждого свой сопровождающий. Поэтому у нас нет никакой головной боли.

Есть естественный процент гостей, которые тонут в море каждый сезон по своей глупости, я не хочу его повышать. Да и сколько человек в год ко мне приедет на колясках? Сколько из них будет плавать? Ради этого нет смысла затевать стройку». 

Я всё-таки думаю, что отели пойдут на все эти преобразования, как только поймут, что это востребовано и может приносить прибыль.

А все остальные доводы — это уловка, ведь на берегу всегда есть спасатель. Мощный спортсмен в плавках обязан следить за тем, что происходит на пляже и в воде.

Или можно пойти другим путём, брать с гостей подпись о том, что человек сам несёт ответственность за свою сохранность. Как это происходит, когда маломобильные люди погружаются с аквалангом в воду. 

Планы: городские экскурсии без барьеров

У нас уже достаточно знаний для того, чтобы организовывать путешествия для людей с ограниченной мобильностью. Но туристический рынок переживает кризис. Курс валют сейчас не в нашу пользу, и поэтому мы задумались о более доступных туристических историях — городских экскурсиях.

Как обычно проходят экскурсии для людей на инвалидных креслах? Людей на колясках сопровождает отряд волонтёров, они только и делают, что возят их на автобусе по городу, с короткими остановками на осмотр достопримечательностей. И люди большую часть дня проводят в автобусе и чувствуют себя инвалидами на все 100 %.

Мы хотим, чтобы участники экскурсий ощущали себя обычными людьми, просто с физическими особенностями. Знаете, кто-то кудрявый, а кто-то лысый, кто-то ходит, а кто-то передвигается на коляске.

44474106a8845476355e7cdc896557dc.jpg

В Москве не так много полностью доступных для маломобильных людей мест, но их оказалось достаточно для того, чтобы проложить безбарьерный маршрут. И мы уже составили и протестировали два таких маршрута.

Например, один из них начинается на Большой Ордынке, проходит через Лаврушинский переулок и выходит на улицу Пятницкую, которая после ремонта тоже стала безбарьерной. И по пути маршрута мы можем заглянуть в Марфо-Мариинскую обитель и Третьяковскую галерею.

При составлении маршрута самым сложным, как ни странно, было найти по пути место, где вся группа могла бы пообедать. Важно, чтобы в кафе можно было заехать на коляске и доступным был туалет. Вроде бы, так мало надо. Но мы обошли десяток заведений, прежде чем нашли подходящее.

К лету мы подготовим пять-шесть экскурсий. Мы хотим делать не только классические прогулочные маршруты, но и городские квесты.

Уже сейчас мы готовы проводить походы в музей и обзорные экскурсии по Москве для маломобильных людей.

Наша задача — найти финансовую поддержку этого проекта со стороны бизнеса. Многие из маломобильных людей не могут купить эти экскурсии, нам бы хотелось, чтобы у нас была возможность приглашать часть гостей бесплатно.

Елена Сахарова

Источник: Village

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ