Архив:

Выход в большой город

Что важнее для людей с ограниченными возможностями передвижения — ступеньки одинаковой высоты или наличие поручней с двух сторон лестницы? Почему плитку, прежде чем проверить её скользкость, нужно помыть? На что можно закрыть глаза при оценке доступности среды, а какие требования должны соблюдаться непременно? И кому она вообще нужна, эта доступная среда?

Вопросы эти не праздные, поскольку затрагивают широкий круг наших сограждан, а в иные сезоны — практически всех. Так считает наш сегодняшний собеседник, работающий инженером в компании, которая занимается созданием и использованием баз данных и информационных ресурсов для государственного сектора экономики.

Олег Сельский приехал в Липецк из Казахстана почти пятнадцать лет назад. За это время он не только сроднился с нашим краем, но и стал активным защитником прав инвалидов и других маломобильных сограждан. Потому что, во-первых, эта его деятельность отчасти связана с профессиональными задачами, которые он решает как сотрудник компании. А во-вторых, проблемы инвалидов он знает не понаслышке: это и его личные проблемы…

При встрече Олег охотно соглашается погулять до ближайшей лавочки. И лишь во время прогулки автор этих строк начинает понимать, каким опрометчивым было предложение. Потому что одно дело — идти, не замечая, что у тебя под ногами. И совсем другое — выверять каждый свой шаг, стараясь не попадать на выступы и выбоины.

Кроме того, все лавочки, которые встречались нам на пути до вантового мостика через Каменный лог и далее, были или сломаны, или заняты. И чем дальше — тем большую неловкость приходилось испытывать перед человеком, который не может вот так запросто перешагнуть через сколотую ступеньку, высокий бордюр, выбоину в асфальте, скошенную тротуарную плитку.

— А вы заметили, что ступени лестницы, ведущей к мосту, словно ускользают из-под ног? — неожиданно спрашивает Олег, и только тогда осознаёшь, что да, было такое ощущение. — Можете представить себе, как тут ходить в межсезонье или зимой, если ступени расположены не горизонтально, а с наклоном вперед, а наледь и снег с них, естественно, никто не убирает. И не думайте, что это проблема только инвалидов, для всех людей в холодное время года такие «мелочи» способны превратить окружающую среду в недоступную.

Да, есть строительные погрешности, недоделки, но существует и обычная уборка улиц, их содержание в надлежащем состоянии. Так что в первую очередь не дополнительные средства нужны для устройства съездов и пандусов, а обычная будничная работа дорожников, коммунальщиков, их ответственность за безопасность людей….

Много интересного рассказал Олег Сельский о жизни без барьеров в большом городе. И почти сразу оговорился: за последние 15 лет Липецк ушел далеко вперед по созданию удобных условий для жизни граждан, испытывающих трудности с передвижением.

Практически каждый сдающийся в городе объект, особенно социального назначения, все дороги и подъезды принимаются с учетом их приспособленности для людей с ограниченными возможностями.

Хуже, когда к старым зданиям ни подъезды, ни автостоянки, ни пандусы не встраиваются. И тут нужно определяться, на что можно закрыть глаза, говорит Олег, а какие требования в пределах имеющихся обстоятельств должны всё же соблюдаться: не сносить же все постройки прежних лет. Но ориентироваться нужно не на то, что дешевле, а без чего не обойтись. К примеру, второй поручень лестницы установить проще, чем выровнять высоту ступеней. А последнее как раз важнее — и с одним поручнем можно взобраться по лестнице, если ступени одинаковой высоты — это Олег знает точно.

Когда мы наконец обнаружили свободную и пригодную для сидения скамейку, перед глазами оказался магазин, который мы и «разобрали» с точки зрения его доступности для людей с ограниченными возможностями.

— Автостоянка есть. Место для парковки машин для инвалидов обозначено. Пандус, лестница соответствуют параметрам. В принципе люди с трудностями передвижения могут одолеть подступы к этому зданию. Вот только ступени лестницы — хотя бы верхняя и нижняя — не выкрашены в контрастные цвета: для слабовидящих, — объясняет Олег.

Большой вклад в то, что Липецк и область становятся территорией равных возможностей, вносят специалисты фирмы, в которой он работает. «Доступная среда» — один из ее продуктов, выполнен по заказу управления социальной защиты населения. Разработан проект в головной казанской фирме, и уже несколько лет воплощается в нашем регионе.

— Сбор первичных данных, сведение их в единую базу, выдача аналитики: что мы имеем, какие недостатки и как их исправить — вот наша работа. Это очень сложный путь, — рассказывает Олег, — от обследования до выдачи рекомендаций, начиная с конкретного объекта и заканчивая общим состоянием дел в области. С принятием этой программы появилось единое электронное хранилище, куда можно войти и оценить с точки зрения доступности любую территорию, к тому же и проиллюстрированную снимками.

И всё же я уверен: соблюдение инструкций, СНиПов, нормативов, реализация программ и проектов еще не делают среду доступной. А человек в своей стране, своей области имеет право пойти туда, куда ему надо, инвалид он или нет. Обеспечивают это сами люди своей каждодневной работой, если делают ее на совесть: честно строят, чисто метут, убирают снег, ремонтируют дороги, обустраивают переходы — в общем, заботятся друг о друге.

Руководитель региона Олег Королев считает, что задача органов власти - дать возможность гражданам с ограниченными возможностями здоровья социально адаптироваться в обществе. «Помощь и всемерная поддержка инвалидов, создание безбарьерной среды - один из приоритетов социальной политики областной власти», - подчеркивает Олег Королев.

Эмма Меньшикова

Источник: Липецкая газета

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ