Архив:

Путешествие инвалида

В заглавии, собственно, суть дела. Изначально не было желания исправить мир. Было желание обратить внимание и кому-то этим помочь. Я исходил из того, что есть какое-то количество людей в инвалидных колясках и на костылях. Для них все непросто. Именно все. От работы до бытовых подробностей. Это данность. И по-прежнему действует старый принцип - приспосабливайся к общим условиям или сиди дома.

А если не сидеть? Если надо поехать по безотлагательному делу? Неважно какому. Или очень хочется просто посмотреть Родину и для того попасть из пункта Х в пункт У? Есть задача - ищем ее решение. На железной дороге существуют специальные вагоны для колясочников, но только по основным направлениям, и цена билетов на них отбивает всякое желание ехать. Самолеты тоже летают не везде, и проблемы с попаданием в них - просто отдельная песня. Автобус. Ну, вы уже смеетесь. И самое главное. Куда бы вы ни приехали, неизбежно встанет вопрос «а на чем передвигаться там». Остается авто. Чтобы представить, как могли бы маломобильные инвалиды преодолеть искомое расстояние, было предпринята сия поездка.

Поправьте меня, если неправ, но я совершенно убежден, что значительной части людей эта тема неинтересна, потому что не касается их никак. Видимо, в этом основная причина трудностей, с которыми пришлось столкнуться. Ну и, соответственно, узкому кругу имеющих проблемы с передвижением по пересеченной местности, а также их родственникам и друзьям будет, как было и мне, очень важно и интересно узнать о возможности самостоятельного перемещения на просторах нашей Родины. В подробностях.

Подражая Радищеву, я отправился из Новосибирска в Москву. Что естественно.

Старт в 11 утра из Новосибирска от вокзала Новосибирск-Главный.

В первый день доехал до Омска и проехал чуть более 100 км после него. Пройдено около 700 км. Встретились 18 АЗС в Новосибирской области, в 9 случаях отказались помочь заправить машину; 23 АЗС - в Омской области. Отказ в 12 случаях. Причины отказов банальны и понятны. Оператор один, выходить запрещено. Ни одного доступного мотеля или кафе. С туалетом, соответственно, полная засада. Ночевал на заправке Сибнефти.

За второй день - Аббатское, Бердюжье, Курган, Челябинск, Златоуст, Сим. Проверены 5 заправок Омской области, 6 Тюменской, 21 Курганской, 16 Челябинской. 23 отказа. Где-то от Златоуста проверка заправок была прекращена. Общая ситуация была понятна и не менялась, встречаться они стали значительно чаще - Европа приближалась. К тому же ухудшилась погода, стало не до проверок и просто хотелось скорей доехать. Начали попадаться относительно доступные кафе. Лучше всего ситуация была в «Автоланче», где был пандус и работники кафе готовы были закатить мою коляску внутрь или даже вынести поднос с едой в машину. Появились и мотели (без пандусов, в одном уровне с дорогой, но во всех случаях одна или две ступеньки присутствовали или угадывались). Как там внутри, врать не буду - не заходил, так как они попались днем, а я предпочитал ехать, пока светло.
Привал в 50 километрах от Уфы. На границе с Башкирией. Ночевать на заправке не разрешили. Видимо, таковы указания начальства. Переехал на другую сторону дороги. Пройдено за день около 1200 км.

Третий день - Уфа, не доходя Самары вправо на Димитровград, Ульяновск, Саранск. После непростого пересечения Урала, где была минусовая температура и шел снег, теплое солнышко Поволжья, почти пустая дорога и какое-то марево клонили в сон. Ночевал, немного не доехав до Рязанской области, в поселке Умет у одного из кафе, которыми этот населенный пункт буквально уставлен. Пройдено... уже не знаю, сколько.

Перед Сергиевском встретился мотель и кафе с пандусом. Единственный случай за всю дорогу. Вот только та часть, что с пандусом, еще не введена в эксплуатацию. Обещали к августу.

День четвертый - Рязань, Коломна, Люберцы, МКАД. По расстоянию - пустяк, но пробки отняли столько же времени.
Финиш в 19.00 по новосибирскому времени (16.00 по московскому).

Если оставить в стороне слюни и сопли, то доехать можно. Не выходя из машины. Потому что выходить по большей части просто бессмысленно. То к окошку заправщика не подняться по ступенькам, то заправочный пистолет не взять, не дотянуться. В кафе и мотелях та же тема. Так что сидим в машине.

Главное - топливо. На заправках, где цена несколько выше, есть заправщики, они же - пистолетчики, на подешевле - редко, но бывает охранник или слесарь. Бывало, что просто дежурные операторы выходили из служебных помещений в нарушение инструкций. Из лучших побуждений фактически подставляясь под выговоры и опасности. И у меня было чувство, что я бесчестно воспользовался их состраданием.

Тем не менее, как уже говорилось, случаи отказа в помощи были. Поскольку заправки обследовались методично, получалось примерно через одну. Поэтому даю практический совет - при первой же возможности лучше заправляться «до полного бака». Особенно в Сибири, где расстояния от заправки до заправки куда больше расстояний между заправками в Европе. Кстати, если ваш авто «на газу», то ситуация с топливом становится проще: запас топлива больше, газовые заправки присутствуют в достаточном количестве на протяжении всего пути, на газовых заправках обязательно есть специально обученный заправщик. Да и газ в два-три раза дешевле бензина. В зависимости от региона.

Имея на борту запас продовольствия, воды, медикаментов и туалетной бумаги, съезжая в лесополосы (на всем была лишь пара туалетов, относительно доступных человеку на коляске, поэтому справлять естественные потребности приходится в ином месте), человек способен преодолеть это расстояние.

Сон в ночное время просто обязателен. В предыдущие поездки на себе испытал, как это: спать на ходу с открытыми глазами. Никому не советую. Спать в машине типа «седан», конечно, не очень удобно. Когда затекали ноги, укладывал их на руль.
За весь путь - примерно 3500 км - мне встретилось только три относительно доступных мотеля с пандусом либо на одном уровне с дорогой, куда при небольшой посторонней помощи можно было попытаться проникнуть. Столько же доступных кафе либо готовности персонала подать еду в машину. Относительно доступный туалет был в «Автоланче». Относительно, значит туда можно въехать и как-то попытаться из коляски перепрыгнуть в кабинку. В замечательном кафе в Ульяновске туалет был вполне удобен, но узкая дверь не позволяла въехать туда на коляске. А ведь приспособленность определяется чуть большим внутренним пространством и возможностью въехать туда. Все перечисленные случаи относятся к части пути, начинающейся от Урала, т.е. в европейской части России. Сибирская часть пути делает человека ближе к природе. Особенно по части отправления естественных надобностей.

Если нанести эти места на карты, поставить у дорог указатели, то автомобильные путешествия инвалидов могли бы стать хоть немного более комфортными. Конечно, лучше, чтобы доступные заведения встречались чаще. Но в существующем редком варианте важно знать заранее их местоположение, чтобы рассчитать путь, время и место остановок. Все перечисленные доступные места - новостройки. Радует, конечно, что какие-то изменения в этом плане происходят. Огорчает (точнее - бесит), что во всех остальных случаях просто нарушается закон, а именно, статья 15 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по обеспечению мест общественного пользования пандусами для доступа инвалидов. Также не радует, что 16-я статья этого вполне цивилизованного закона, предусматривающая ответственность за «необеспечение», вообще никак не используется местными властями. Насчет претензий к местным властям ничего не могу сказать. Видимо, это дело юристов.

Пара слов о мобильной связи. Она почти везде есть. Лишь при пересечении Урала было несколько случаев потери сигнала. Таблички вдоль дорог напоминают телефон экстренных служб - 112. Теоретически, достаточно дозвониться по этому номеру в случае возникновения проблем. Телефонный модем легко связывал ноутбук с интернетом и, при необходимости, можно было попросить помощь на автофорумах. Правда, роуминг есть роуминг и, отправляясь в такое путешествие, стоит положить на телефон побольше денег.

Встречи с ДПС проходили «в спокойной, благожелательной атмосфере». Честно говоря, невозможно пройти такую дорогу без нарушений: превышение скорости, нарушение разметки и прочее по мелочи. Однако если быть внимательным, не допускать чрезмерных грубых нарушений и не хамить, то будет вам счастье. Конечно, все в этой жизни индивидуально, однако, ни разу - ни на посту, ни в патрульной машине на дороге - никто не отказался помочь протереть фары или объяснить, какая там дальше дорога. Вот, например, через Урал пришлось идти в сложных погодных условиях: -5, снег, грязь, смеркается. Когда я увидел стоящую на другой стороне дороги патрульную «десятку», то просто пересек все сплошные, подъехал борт к борту навстречу движению, опустил окно, показал костыль и попросил протереть фары. Сидевший в ней лейтенант поинтересовался только, почему я один. Достал свою тряпку (кстати, чистую) и протер. Потом остановил встречные машины и дал мне спокойно стартовать.

Итого. Про боевые условия говорить не будем. В принципе, преодолеть можно все. Да и во многих случаях отвратительные условия компенсировались участием и желанием встреченных сограждан помочь. В обычном житейском понимании остаются две основные проблемы. Безусловно, это полноценный отдых и самое страшное - ТУАЛЕТ. Человеку на коляске нелегко пользоваться даже обычным туалетом. Нетрудно догадаться, во что превращается проблема при отсутствии такой возможности в принципе. Зато какая экономия на питании!

Надо признать, что результаты проведенного мною эксперимента довольно поверхностны, касаются лишь одного из возможных маршрутов. А что в иных городах и весях? Тут есть все возможности для местных организаций инвалидов или активистов попытаться предоставить более полную информацию. Автор не претендует на роль единственного героя и защитника. Без участия всех заинтересованных лиц проблема рискует остаться на том же уровне. Вот как-то так.

Михаил Коваль

Источник: rian.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ