Архив:

Инвалидам вход запрещен

Марина с двух лет передвигается на инвалидной коляске. Поведение охранников, которые, натурально, выкатили ее прочь из аптеки, девушку скорее удивило, чем расстроило: "К сожалению, только в этой аптеке есть необходимые мне лекарства, а так бы я туда больше ни ногой, - говорит она. - Такой прецедент со мной произошел впервые, хотя я очень мобильный человек, много передвигаюсь по городу - и на общественном транспорте в том числе.

Люди обязательно помогают - конечно, не с распростертыми объятиями, но доброжелательно. В последнее время намного спокойнее к колясочникам стали относиться, выросла культура воспитания". Ее слова подтверждают другие колясочники: 18-летнего парня, который добирался в вуз с окраины города, три года назад в троллейбусе встречали криками: "Мешаете людям на работу добраться!" - сейчас ему помогают забраться в салон...

"С виновников истребованы объяснительные. Они неправильно поняли объявление, - оправдывается директор аптеки Ирина Истомина и заверяет: - Больше такого не повторится". Но объяснительными история не исчерпывается. Марина написала заявление в органы соцзащиты, которые имеют право обратиться в суд с требованием привлечь к административной ответственности руководство аптеки. За "ограничение доступа населения к объектам социальной инфраструктуры" наказывают штрафом до пяти тысяч рублей. Имеется и еще один рычаг воздействия, более внушительный, - прокуратура, регулярно проводящая проверки соблюдения законодательства, защищающего права инвалидов.

Например, неделю назад суд удовлетворил требование Уральской транспортной прокуратуры по реконструкции вокзалов Свердловской железной дороги. Решение суда обязывает СвЖД соблюдать права инвалидов: устроить подъемники и рампы для посадки колясочников в вагоны, обустроить специальную туалетную комнату, диваны в зале ожидания, кассовое окошко и т. д. "Рампа для посадки инвалидов пока только одна - на вокзале станции Свердловск-пассажирский. К 2010 году они будут установлены и на других вокзалах железной дороги", - сообщил начальник Региональной дирекции железнодорожных вокзалов Денис Трикашный.

За последние десять лет город кардинально изменился: на большинстве перекрестков появились пониженные бордюры, которые удобны и для мамочек с колясками, и для горожан с поврежденными коленными суставами. Весной сдана первая большая школа с лифтами, пандусами и спецтуалетами, все новые детсады оборудованы для нужд колясочников...

- Екатеринбург в этом смысле - "белая ворона". У нас уже одиннадцать лет при Градостроительном комитете мэрии действует комиссия инвалидов-экспертов. Мы участвуем в согласовании всех проектов - как строительства новых зданий, так и реконструкции, - рассказывает Елена Леонтьева, председатель правления городской общественной организации "Свободное движение". - За одиннадцать лет мы согласовали более шести тысяч объектов: столько зданий в городе приспособлено к нуждам колясочников.

Чтобы научиться читать чертежи, она, экономист по образованию, два месяца проработала в Главархитектуре. Написала учебник по проектированию зданий, учитывающему потребности инвалидов.

- Например, в Нижнем Новгороде нет ни одного пониженного бордюра. И дело не только в нежелании властей, но и в неграмотности архитекторов. Спецкурсы о приспособлении среды для инвалидов читают в редких инициативных вузах и колледжах.

Комментарий

Татьяна Мерзлякова, Уполномоченный по правам человека в Свердловской области:

- Как показывает информация, поступающая из муниципальных образований области, к юридическим лицам, содержащим здания и сооружения, практически не применяются меры административной ответственности за неисполнение требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в соответствии со статьей 9.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Вопрос доступности окружающей среды для инвалидов - по-прежнему один из самых насущных вопросов, в решении которого по-прежнему не наблюдается системного подхода.

Ксения Дубичева

Источник: rg.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ