Архив:

Наука «плавать» за свой счет. О чем не предупреждают инвалидов при покупке медтоваров на собственные средства

Сегодня в Самарской области более 2900 человек ждут своей очереди для получения деревянных сидений для ванны. От инвалидности, к сожалению, никто не застрахован. Но хочется верить, что, если уж несчастье случится, на произвол судьбы тебя не бросят. Родные помогут, да и государство в стороне не останется. Вот только жизнь показывает, что не все так хорошо: близких рядом может не оказаться, а социальных гарантий государства приходится ждать чуть ли не всю жизнь.

Обещанного ждут

Время ценно для каждого человека, а для тяжело больных и вовсе на счету каждая минута. Около месяца назад в «Самарские известия» обратился наш читатель из Тольятти. Он уже второй год ждет, что соцслужба предоставит его отцу ходунки и поручень для санузла. Вот что пишет Александр Громов (имя и фамилия изменены по просьбе читателя):

«В январе 2013 г. моему отцу оформили инвалидность 2-й группы, и он был поставлен на учет в центре социального обслуживания (ЦСО). В перечень средств реабилитации, которые были выписаны, входили ходунки и поручень для санузла. В течение нескольких месяцев я звонил и заходил в ЦСО, но в наличии данного оборудования не было. Сотрудница, ответственная за его поставку, объяснила, что заявка отправлена в вышестоящее министерство, а на вопрос: «Почему они так долго не поставляют приспособления, которые необходимы в ежедневной тяжелой жизни инвалида?», отвечала, что министерство пока не провело тендер на их закупку. На просьбы ускорить поставку не реагирует. Я обратился и к нашему местному депутату Александру Дроботову, потому что надежды на соцслужбу уже нет». В приемной Дроботова запрос Александра Громова переадресовали… соцслужбе.

Увы, ответ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области не обнадежил: «Потребность инвалидов в сиденьях для ванны деревянных со спинкой по Самарской области составляет более 2900 человек. Внеочередное обеспечение заявителя не может быть осуществлено без нарушения прав других инвалидов. Громов будет обеспечен сиденьем для ванны по мере поступления денежных средств из областного бюджета».

Прежде Александр жил и работал в Москве, а к отцу приходили помогать работники из соцслужбы. Вот только толку от этих посещений, по его словам, было мало: «На полчаса прибегала какая-нибудь тетенька. Заваривала лапшу быстрого приготовления и убегала. Пока в государственной структуре работают такие равнодушные люди – инвалиды не будут жить комфортно».

Плати больше – получай меньше

Решение проблеме долгого получения средств из бюджета в законодательстве нашлось. Инвалид сам может купить необходимые ему медикаменты. «В соответствии с действующим законодательством инвалиды или их законные представители могут приобрести рекомендованные индивидуальной программой реабилитации ТСР (из федерального перечня – О.Ч.) самостоятельно за счет собственных средств. В последующем необходимо представить подтверждающие факт покупки документы в ЦСО по месту жительства для назначения компенсации», - сказано в законе.

Звучит хорошо, но на деле все не так просто.

Последовав совету сотрудников социальной службы, Людмила Грачкова (фамилия и имя изменены по просьбе женщины) решила сама купить защитный крем, защитную пленку, абсорбирующий порошок и другие необходимые каждый день средства, которые вовремя ей выделить не смогли.

С чеками она пришла в соцслужбу, но возвращать потраченные деньги ей отказались.

Дело в том, что в законе есть очень важная строчка, о которой инвалида не предупредили:

«Компенсация инвалидам выплачивается в размере стоимости ТСР, оплаченной за счет собственных средств. При этом она не может быть выше базовой стоимости ТСР, зафиксированной в заключенных государственных контрактах. Информацию о размерах базовой стоимости граждане могут получить, обратившись в ЦСО по месту жительства, а также на официальном сайте министерства www.minsocdem.samregion.ru, на сайте «Реабилитация инвалидов в Самарской области» www.min-reabilit.ru».

Не стоит забывать, что искать в магазинах и аптеках медтовары по низким ценам – не простая задача для любого человека, а тем более для инвалида. Но в соцслужбе это мало кого беспокоит. Нужны средства – иди и покупай, а уж вернут тебе ровно столько, сколько было установлено, а не сколько действительно потратил.

Сидите дома!

Плохо обстоят дела и с получением санаторно-курортного лечения. В 2009 году Сергею Бердникову поставили I группу инвалидности. Сначала на два года, потом бессрочно. Сергей Николаевич может передвигаться только в инвалидном кресле. За мужчиной постоянно ухаживает жена, Людмила Ивановна.

«Мы не можем получить санаторно-курортное лечение, нам не дали прогулочную коляску, отменили разовые пеленки. В общем, нам не дали ничего, кроме катетеров. Уже шестой год пошел. За все это время мы получили только одну путевку. А нам стало лучше после санатория. Нельзя ли сделать так, чтобы нам деньги выдавали, а мы ездили сами?» - спрашивает Людмила Бердникова.

Вопросов у женщины много. Звонки в инстанции результатов не дают. Людмила Ивановна уже не верит в то, что обещанная законом помощь, наконец, придет. «Нам нужны многофункциональная кровать, костыли, прогулочная коляска. Когда я говорю об этом, мне отвечают: зачем вам коляска, вы же не выходите на улицу! И пандусов у вас там тоже нет. Но вы сами подумайте: не может же человек всю жизнь просидеть в четырех стенах!»

Не вариант

Есть люди, силам и выдержке которых стоит только позавидовать. Даже в самых сложных жизненных ситуациях они не опускают руки, а продолжают бороться.

В личном архиве Валерия Капустина – целая кипа бумаг. Мужчина ведет переписку с районной и областной прокуратурой, министерством демографической политики, Счетной палатой. Все ответы похожи своими канцелярскими формулировками и неопределенными фразами.

Валерий Алексеевич – инвалид I группы. Уже несколько лет мужчина пытается разобраться в запутанной системе государственной поддержки людей с ограниченными возможностями. «Никто не говорит человеку, что делать после того, как ему поставили инвалидность. Вот и учимся «плавать» самостоятельно».

«Все денежные выплаты, - объясняет Валерий Иванович, - начинаются с момента подачи заявления. Когда выдается справка, разрабатывается программа реабилитации. На ее основании назначаются технические средства».

Средства реабилитации поставляются за счет средств федерального и регионального бюджетов. «Поставки идут по федеральному и региональному перечню. У меня было 10 назначений: 5 - по федеральному, 5 - по региональному. За срок почти в три года по федеральному перечню поставили 4 средства, а по региональному - вообще ничего.

Оказывается, существует очередность. А мы и не знали. Например, на март 2014 года я был первым в очереди на противопролежневый матрас в Красноглинском районе, а по области - сорок пятым. На передвижные подъемники в районе – тоже первым, а в области – тринадцатым», - продолжает мужчина.

А что, если купить технические средства реабилитации самостоятельно? «В специализированных магазинах все есть, пожалуйста, покупайте. Я обратился в центр социального обеспечения: допустим, я поеду, что-то куплю, привезу вам чек, как мне все это будет оплачено? Оказывается, не по магазинной стоимости, а по базовой.

Например, доска для пересадки. В магазине она стоит 1600 рублей. А базовая ее стоимость – 500 рублей. Дальше – больше. Импортный механический подъемник стоит около 100 тысяч. Мне за него в лучшем случае 30 выплатят. Наши подъемники примерно так и стоят», - говорит Валерий Иванович.

Может быть, тогда брать эти технические средства на прокат? Такая возможность есть. «И вроде стоит не дорого. Но если берешь на длительный срок, влетает в копеечку. Кроме того, нужно приехать, оплатить, привезти, потом отвезти обратно. Если сломаешь, оплатить полную стоимость. Это тоже, в общем, не вариант для инвалида, который получает копеечную пенсию», - заключает собеседник.

Не все так плохо

Если выделенных средств хватает, можно сказать, что вам повезло. В июне 2014 года медико-социальная экспертная комиссия поставила Наталье Романовой III группу инвалидности. Женщина получила направление в санаторий. Путевку предоставили в течение двух месяцев. Из технических средств реабилитации Наталье Геннадьевне были необходимы бандаж и трость. Никаких сложностей с этим не возникло. Алексей Транцев раз в два года получает протезы рук. Когда возникла необходимость первичного протезирования, Алексея за счет средств бюджета отправили в Санкт-Петербург.

Таких примеров гораздо больше. Но кто будет вести счет, когда остаются те, кому приходится ждать помощи всю жизнь и бороться за свое право на бесплатную поддержку государства.

Александра Мишина, Валерия Юдина