Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

“В идеале инклюзив нужно начинать еще в детсаду"

“У детей с инвалидностью в Армении не много возможностей для посещения обычных учебных заведений, хотя некоторые подвижки в этом вопросе заметны”, — об этом руководство ереванского офиса Детского фонда ООН (UNICEF) говорило еще два года назад. Сегодня UNICEF предпринимает куда более эффективные шаги в сторону внедрения инклюзивного образования — методично расписав стратегию действий на годы вперед. По словам представителя UNICEF в Армении Генриетты АРЕНС, процесс этот долгосрочный: “Только лет через пять можно будет говорить о конкретных результатах программы”...

— Пять лет — срок не малый. Что именно предполагается сделать за этот период? 

— Впереди долгий путь, полный подводных камней, острых углов — словом, всевозможных трудностей, стереотипов... Увы, в армянском обществе мы довольно часто сталкиваемся с негативом по отношению к инклюзиву. Не готовы и родители, и учителя — с ними нужно работать популярно, на позитивных примерах, объяснить им, в чем смысл инклюзива. Стереотипы существуют в любом обществе, но опыт показывает, что при правильном подходе можно достичь значительного прогресса в этом вопросе. Ребенок с особенными нуждами должен посещать общеобразовательную школу — без этого их социализация невозможна. Одни понимают это сразу, другим нужно время... Кстати, в конце 2013-го наш офис UNICEF провел опрос по Армении, который показал, что в основном отношение к детям с физическими проблемами позитивное. А детишек с интеллектуальными или умственными проблемами видеть в одном классе со своим чадом среднестатистический родитель чаще всего не хочет. Он считает, что дети с особенностями должны ходить в спецшколу. К тому же многие родители упорно не желают вникать в то, что обучаться такие ученики будут по индивидуальному плану. Некоторым из них порой бывает достаточно 15-минутного или получасового урока... 

— Но ведь для индивидуального плана наверняка потребуется переподготовить учителей. Опять же без инструктора такого ребенка в класс отправлять неправильно... Есть ли у нас достаточное число специалистов для этого? 

— Подготовка специалистов напрямую связана с соответствующими организациями и родителями, которые и сейчас прилагают определенные усилия в этом направлении. Миссия нашей организации, помимо прочего — долгосрочная поддержка этих проектов... Мы работаем над этим совместно с Министерством образования, и это лишь начальный этап большого проекта. Учителя должны пройти однотипный “тренинг”, должны научиться контролировать ситуацию в классе, скажем, если ученик ведет себя агрессивно... 

— По поводу агрессивности... Есть мнение, что вовсе не обязательно водить в общеобразовательную школу всех детей с ограниченными возможностями, что некоторым детям стоит воздержаться от общения со, скажем так, обычными детьми. Что скажете? 

— Даже если в ребенке есть агрессия, он все равно должен ходить в общеобразовательную школу, где специалисты и социальная среда будут способствовать улучшению поведения. Другое дело — как организовать обучение. И наша задача — интегрировать его в эту среду с помощью индивидуального плана обучения. Возможно, его социализация будет непростой и займет много времени, но работать над этим необходимо. Он должен научиться сосуществовать в одном пространстве другими детьми. Когда мы говорим об инклюзивном образовании, это не значит, что все дети смогут глубоко изучить физику или математику. Речь о постепенной интеграции ребенка с инвалидностью в школу и в социум, что поможет развитию интеллектуального, эмоционального и социального потенциала ребенка. Например, в первый месяц ребенок сидит в классе только 2 часа, чтобы лучше приспособиться, потом 3-4 часа, пока не сможет проводить в школе весь день. 

— Как правило, когда речь заходит об инклюзиве, мы представляем детей маленьких... Как насчет детей постарше? Они тоже часть программы? 

— Безусловно. Неважно, сколько ребенку лет, он все равно должен научиться сосуществовать в обществе. Я знаю, в других странах в вузах учатся дети с синдромом Дауна, есть молодые люди, которые несмотря на аутизм стали хорошими программистами... Конечно, в идеале инклюзив нужно начинать еще в детсаду — при таком подходе многих проблем можно будет избежать еще на начальной стадии... 

— В рамках инклюзивного проекта UNICEF активно сотрудничает с правительством. Можно ли говорить об определенных подвижках в этой сфере? 

— Конечно. В настоящий момент правительство финансирует образование детей с особыми образовательными нуждами в инклюзивных школах, что поможет школам сформировать команду специалистов. Сейчас в парламенте обсуждается изменение закона об общем образовании, который подразумевает, что в перспективе все школы станут инклюзивными, а спецшколы — педагогическими центрами, которые в свою очередь будут помогать инклюзивным школам. Работы много и процесс этот полон всевозможных краеугольных камней, один из которых, например, большое число учеников в классе. Если в классе ребенок с особыми нуждами, число учеников нужно сократить. И опять-таки возвращаемся к вопросу переподготовки преподавателей... Другая проблема — дефицит специалистов, особенно в регионах... Но самое главное, наверное, координация и сотрудничество между образовательными, социальными и медицинскими службами, с которыми мы тоже работаем. И все же, даже несмотря на пробелы, Армения в этом смысле по региону в гораздо более выигрышном положении, чем другие страны. И это, несомненно, обнадеживает... 

Анна Сатян

Источник: Новое время