Архив:

"Грабли" для председателей.

Синильга работы С.Баршая Уже стало забываться время, когда выставки творчества инвалидов казались утопией. Ну, ковыряется инвалид с берестой или с мулине и «флаг ему…». Время убивает инвалид – уже хорошо!

Подобных рассуждений теперь не услышишь ни от государственных чиновников, ни, тем более, от сотрудников инвалидных организаций. Всем очевидно, что, творчество инвалидов, это одна из форм их реабилитации. Но суть реабилитации в том, что она должна быть максимально полной.

Возможность заработать лишний рубль на лекарства – и это аспект реабилитации!

Другая сторона проблемы, поднятой автором публикации «Мероприятие для галочки…», на мой взгляд, состоит в том, что у инвалидов, со временем, утих первоначальный порыв радости от самой возможности их участия в творческих смотрах. Изделия мастеров-инвалидов на них продаются со скрипом и реальной пользы выставок в каждодневной борьбе за свое существование, согласимся с автором, маловато.

Лет 10 назад мне тоже довелось быть участником краевого смотра художников-инвалидов. Вроде устроители, не обидели – по головке погладили, (премию дали), а я тоже тогда зарекся от участия в подобных «вернисажах». Сказать по правде, организации инвалидов для продвижения изделий инвалидов к прилавкам художественных магазинов, увы, делают мало. Школа мастеров лозы и бересты в Свердловском районе исключение столь же приятное, сколь и редкое.

В общем, меняются времена, растут требования инвалидов, а методы работы инвалидных организаций со своими художниками остаются прежними.

Вот вам и вывод (для кого-то, возможно спорный и даже обидный) - творчество инвалидов, в отличие, скажем, от спорта, в ВОИ направление запущенное.

К чести Председателя правления краевого ВОИ, там этого упущения и не оспаривают. В личном разговоре на эту тему (еще в 2002г.) руководитель регионального ВОИ Анатолий Кудрявцев выразился об этом так: «Это наши «грабли» и на них мы наступаем не впервые». Очевидно что это, непростой вопрос: как сделать всем хорошо и красиво? Анатолий Николаевич сказал, что государственная поддержка деятельности инвалидных обществ неуклонно сокращается. Вот упомянутое Галиной Телегиной мероприятие в Кировском ДК тогда состоялось не на плановые бюджетные поступления, а на средства от выигранного гранта. А это не соизмеримо меньше необходимого. Да и эти, «с боем выбитые» деньги всегда приходят с большим опозданием. Отсюда и ненавистные всем авралы при организации выставок. «А знали бы инвалиды, сколько стоит снять на день приличный зал в центре города!» - с грустью комментирует данную проблему Анатолий Николаевич. «На средства от муниципального гранта это роскошь нам недоступна. Давайте вместе думать над тем, как сделать подобные выставки более эффективными» - призывает Председатель краевого ВОИ.

В том же разговоре еще 2002г. ВОИ было сформулировано решение проблемы реализации товаров инвалидов-ремесленников. Оно в создании в каждом районе торговых точек, в которые инвалидам можно было бы сдавать свои изделия без особых бумажных формальностей.

Пончо Екатерины Жуковой Но, думается, вряд ли инвалидам стоит рассчитывать на изменения к лучшему, покуда творчество инвалидов во-первых будет искать свои «инвалилные», а значит обособленные прилавки. К примеру художник Екатерина Жукова сдает свои работы в худсалоны и все. Там никто не пишет инвалид мастер или … или он именно Мастер! А для функционеров ВОИ всех уровней стоит уделить этому направлению дополнительное внимание.

Только когда найдется человек по-настоящему заинтересованный, нет - «больной» этой проблемой, искоренятся такие прецеденты, как поломка произведений инвалидов отданных на выставку, о которых рассказала известная среди инвалидов мастерица Светлана Стрельцова. Да признаться, именно на такую «граблю» (с выставки, в которой я когда-то участвовал, вернулись невредимыми лишь половина моих скульптурных миниатюр) наступил, в свое время, и я.

Заинтересованность не может быть односторонней. Стимул ВОИ очевиден: это уровень и престиж выставок. Стимул Икона работы Баршая Сергеяинвалидов - шанс заявить о себе, найти своего покупателя-мецената или даже долгосрочного партнера, реализатора своих изделий. В этом деле нужен лидер, «толкач». Конечно же и сам инвалид-художник. А форма его стимулирования может быть и не столь одноплановой, как деньги. (Естественно, что денег нет.) Это может быть и помощь с транспортировкой его самого и его изделий, и помощь в оформлении бумаг на продажу изделий. Да, наконец, право представлять торгующем учреждении, в случае нужды, не мастера Иванова - Сидорова, а художников ВОИ.

А если такие мастера, как Телегина или Стрельцова, изделия которой, в свое время выставлялись в Голландии, будут и впредь говорить о местных выставках: «Без меня!», что же на них можно будет увидеть? О каком престиже инвалидных «галерей» тогда будет идти речь?

Сергей Баршай от http://zazerkalia.ucoz.ru/

Сергей Баршай

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ