В последнее время все чаще можно услышать о том, что много делается для того, чтобы люди с ограниченными возможностями не чувствовали себя ущемленными и изгоями общества. В общественных местах начали устанавливать пандусы, в социальных учреждениях города появились таблички на языке Брайля. На словах получается, что люди с ограниченными возможностями могут наравне с обычными земляками пользоваться всеми благами и услугами, спокойно перемещаясь по городу. Так ли это на самом деле решили проверить активисты региональной рабочей группы "Социальная справедливость" отделения ОНФ вместе с людьми с различными ограничениями здоровья (инвалидами по зрению, слуху, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата). Корреспондент ИА vRossii.ru сопровождал участников рейда на всем пути.
Хрустальная Полина
15-летняя Полина Воробьева живет в старой многоэтажке на улице Дейнеки. У девушки врожденная хрупкость костей. Таких, как Полина, называют хрустальными людьми. Она вынуждена большую часть жизни передвигаться в коляске, потому что любое движение может привести к более серьезным травмам, чем перелом.
Дом, где живет Полина, изначально не был приспособлен для людей с ограниченными возможностями. Долгое время мама девочки, Марина Воробьева, вынуждена была вначале выносить на улицу коляску, затем дочь на руках.
Пандус к подъезду появился недавно - помог спонсор. Вот только установлен он под углом в 45 градусов и самостоятельно девушка на коляске не может на него заехать, да и спускаться - проблематично.
Благодаря все тому же спонсору Полина раз в неделю посещает занятие в театральной студии для людей с ограниченными возможностями, которая находится в другом районе Курска. Добраться туда она может только на "Социальном такси". Правда, машину, единственную в городе, нужно заказывать за несколько дней до предполагаемой поездки.
Подобная служба в Курске работает уже несколько лет и востребована у инвалидов-колясочников. Услуги оказываются бесплатно. Аналогичные такси организованы в крупных городах области: Курчатове, Железногорске, Щиграх.
По словам руководителя рабочей группы "Социальная справедливость" Ирины Агаповой, одной машины для Курска мало.
- Мы звонили во все службы такси и попытались заказать машину для инвалида-колясочника, - рассказывает Ирина Агапова. - Везде получили отказ, так как специальных машин нет. Три службы предложили авто большей вместимости. Вот только о помощи в погрузке коляски, в посадке человека с ограниченными возможностями нужно отдельно договариваться с водителем.
Потребовалось несколько минут, чтобы Полина, вместе с мамой сели в машину "Социального такси", которая оборудована специальным подъемником и фиксатором для кресла.
МСЭ не для всех
Первая остановка была сделана в центре медико-социальной экспертизы на улице Косухина.
Здесь к Полине присоединилась инвалид по слуху Ольга Ишкова и инвалид по зрению Валентин Твердохлеб.
Полина без проблем по пандусу въехала в здание. Детское отделение находится на первой этаже МСЭ. Нет порожек, и коляска, пока, проходит в дверные проемы. Стоит поменять средство передвижение на другое и оно не пройдет в дверной проем, который меньше на несколько сантиметров, чем положено по стандартам.
Активисты ОНФ также отметили, что в МСЭ есть специализированный лифт для инвалидов-колясочников, но пандусы на лестницах не предусмотрены.
Владимир Твердохлеб благодаря табличкам, на которых информация для незрячих дублируется на языке Брайля, также сориентировался в получении необходимых услуг. Однако, для таких, как он, здесь нет необходимой разметки. Да и сами таблички находились в неудобном месте: подход к ним загораживал стол и стул, а на уровне самого указателя находились листья рядом стоящей пальмы.
Не смогла получить в регистратуре информацию и Ольга Ишкова. Здесь не оказалось переводчика, чтобы проконсультировать инвалида.
Бесплатное кино
Следующим объектом стал муниципальный кинотеатр "Юность".
- Здесь есть специально оборудованная парковка для инвалидов, имеется и удобный пологий пандус, отсутствую пороги и широкие двери. Все это позволяет людям, которые передвигаются на колясках легко попасть в помещение.
Однако, окно кассира рассчитано на здорового человека и расположено выше головы сидящего колясочника. Сразу возникает вопрос: как приобрести таким людям билет?
Оказалось, что все время в холле находится администратор, который может помочь любому человеку с ограниченными возможностями. Да и за просмотр фильма им платить не нужно. Для них любой сеанс — бесплатный.
Для таких гостей, как Полина Воробьева, в "Юности" предусмотрены специальные съемные кресла.
А вот Ольга Ишкова не смогла приобщиться к самому доступному искусству: услуги сурдопереводчика не предусмотрены, субтитры в современном кино сейчас — редкость, они остались в советской классике.
Нет в кинотеатре и специальной разметки для незрячих людей, поэтому им ориентироваться в помещении без сопровождения сложно.
Комнаты гигиены также не предусмотрены для пользования инвалидами: двери кабинок для колясочника узкие, нет специальных поручней.
Одни проблемы
После посещения кинотеатра участники рейда заехали в Пенсионный фонд. Здесь оказались примерно те же проблемы, что и в "Юности": высокая стойка справочного бюро, не оборудованный тесный санузел, отсутствие разметки на полу для незрячих людей.
- Везде одно и тоже, - вздыхает Валентин Твердохлеб. - В городе 80 перекрестков оборудованы звуковыми сигналами, а работают из них не больше 40 процентов. В городских автобусах город установил GPS-навигаторы с автоматическим объявлением остановок. Вот только мало, кто из водителей включает эту функцию. А это тоже один из этапов доступной среды.
Не приспособленным для приема людей с ограниченными возможностями оказался и многофункциональный центр на улице Щепкина.
Коляска Полины Воробьевой въехала по пандусу, однако дальше пришлось прибегать к посторонней помощи: в помещение вели порожки. Так что даже к банкомату доступ оказался сложным. Другим инвалидам также довольно сложно было ориентироваться в том, какие услуги можно получить в центре, в заполнении необходимых документов.
Рядом с МФЦ находится центр занятости. Попасть внутрь без посторонней помощи инвалиду-колясочнику или незрячему человеку сюда не просто. Пандус с пластиковым покрытием, хотя и устроен под козырьком крыльца, установлен под большим углом.
Внутри помещения есть терминал, где человек, нуждающийся в поиске вакантного места, может получить информацию. Такой вариант поиска оказался наиболее приемлем для Ольги Ишковой, инвалида по слуху.
Везде, где были участники рейда, проводились необходимые замеры высоты ступеней, ширины дверных проемов, угла наклона пандусов.
По словам члена регионального штаба ОНФ, руководитель ВОГ в Курской области Александра Качергиса, доступная среда для инвалидов в России заканчивается на первой ступеньке лестницы.
- Везде должны быть пандусы для колясочников, спецразметка – для инвалидов по зрению, сурдопереводчики – для глухих, - убежден Александр Качергис. - У людей с ограниченными возможностями те же права, что у обычного гражданина. Им необходимо уделять больше внимания со стороны власти и общества. В области не первый год действуют несколько программ по формированию доступной среды. Выделяются немалые деньги, однако, мы сегодня убедились, что эффективность их использования под большим вопросом.
Данные, полученные в ходе рейда, станут одной из тем для обсуждения исполнения нескольких указов президента на заседании круглого стола ОНФ в Курской области по проблемам создания доступной среды, получения профессионального образования и трудоустройства инвалидов в регионе.
Сергей Бугорский, фото автора
Источник: Курский городской портал