"Горячая линия" уже начала работать. Проверить вокзалы нас попросили сами инвалиды, - сказал M24.ru пресс-секретарь фонда "Город" Валерий Заборовский. - Многие колясочники приезжают в Москву на лечение и испытывают сложности на вокзалах. Сейчас идут согласования по этой проверке. Мы также хотим инспектировать крупные торговые центры: "Атриум" на "Курской", "Европейский", "Охотный ряд" и другие. На этой неделе может быть организована первая проверка".
По итогам экспертизы, в которой будут участвовать представители общественных организаций, чиновники и сами инвалиды, специалисты будут составлять обращения в необходимые инстанции, в итоге будет составлена интерактивная карта доступной среды Москвы с рейтингом каждого объекта. "Мы планируем создать такой портал в конце 2014 - начале 2015 года", - сказал Заборовский.
Формат общественной экспертизы уже был опробован 18 сентября 2014 года на Покровке и Маросейке. Улицы проверили на наличие пандусов для колясок, съездов, элементов тактильной навигации, лифтов и туалетов для инвалидов. Специалисты замеряли высоту бордюров и уклоны съездов. Для этого привлекались эксперты из региональной общественной организации людей с инвалидностью "Перспектива" и юристы, а также сами инвалиды, кроме того, присутствовали чиновники из префектуры ЦАО и департамента соцзащиты. Эксперты обнаружили, что хуже всего дела на Покровке и Маросейке улицах обстоят с доступностью аптек и кафе, также не все парковки удобны для инвалидов. При этом тротуары в целом удобны для колясочников.
Уполномоченный по правам человека в Москве, экс-замглавы департамента соцзащиты Татьяна Потяева рассказал M24, что департамент, префектуры и управы активно занимаются проблемой доступной среды. "Многое уже сделано, но есть и нерешенные проблемы. Это, например, многие станции метро. Кроме того, в отдельных местах неправильно укладывается тактильная плитка и приходится ее по несколько раз переделывать", - рассказала она.
Потяева отметила, что при департаменте соцзащиты есть общественная инспекция по делам инвалидов, которая работает в том числе и с обращениями граждан о создании доступной среды в их районах. Но ведомство всегда приветствует появление негосударственных организаций, занимающихся этими же проблемами, и готово с ними сотрудничать. По ее словам, чаще всего поступают просьбы об установке в подъездах подъемных платформ для инвалидов-колясочников. "Стоимость такой платформы – не менее 100 тысяч рублей. Есть и вопросы, которые решить дешевле, например, установить пандус".
Эксперт региональной общественной организации инвалидов "Перспектива" Яна Ковалева отметила, что маломобильные граждане готовы участвовать в создании безбарьерной среды. "Подобные акции дают им такую возможность. Одна из проблем заключается в том, что инвалиды часто не знают, куда им обращаться. Человек должен сам выискивать информацию по крупицам в интернете". По словам эксперта, в Москве ситуация с безбарьерной средой обстоит не так уж плохо, но многое зависит от руководства конкретного района и от того, какие там действуют общественные организации. Среди примеров доступных для инвалидов районов и округов Ковалева назвала Южное и Северное Бутово, а также Зеленоград.
Президент Регионального общественного фонда правовой поддержки и защиты инвалидов "Без Барьеров" Светлана Носачева считает, что после проведения экспертизы общественники должны активно взаимодействовать с властями и следить за изменениями. "Я сама колясочница, и часто, когда мы едем на коляске, упираемся в бордюр, и приходится ехать обратно, выезжать на проезжую часть. Проблема в том, что элементы доступной среды часто строят непрофессионалы, в результате ими невозможно пользоваться, потому что дверь открывается не в ту сторону или пандус слишком узкий. Для строительства безбарьерной среды нужно нанимать не простых рабочих, а специалистов".
В 2014 году на адаптацию городской среды для маломобильных граждан выделено более 1,5 миллиардов рублей в рамках государственной программы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы". Для маломобильных граждан приспособят 520 автобусных остановок и 131 трамвайную платформу, в метро появятся указателями с надписью по Брайлю, более 400 светофоров оснастят звуковым сопровождением. В сентябре 2014 года в московских домах впервые появились лифты для маломобильных граждан с увеличенным дверным проемом с 65 до 80 сантиметров. Двери кабины оборудованы световыми барьерами, на кнопках нанесены символы азбуки Брайля для слабовидящих. До конца года в московских домах появятся еще 23 подобных лифта.
До конца этого года планируется создать электронную интерактивную карту с вакансиями для инвалидов, чтобы они могли подобрать место работы в своем районе и раздела с информацией о городских объектах, оборудованных для маломобильных граждан на портале открытых данных data.mos.ru.
Светлана Кондратьева
Источник: Сетевое издание М24