Архив:

«Я тоже, как и все, вижу сны»

В четыре года Александр Баньников потерял зрение. Врачи поставили ему страшный диагноз: двусторонняя опухоль головного мозга, мальчику пророчили близкую смерть. Но благодаря усилиям матери Александра, молодой человек жив и пишет замечательные стихи.

С 27-летним Александром Баньниковым редакция газеты «Репортер» знакома давно. Талантливый молодой человек присылал нам свои замечательные стихи, участвовал в конкурсах, мы часто созванивались. Но никто даже не подозревал, что Саша инвалид первой группы – с 4-хлет мальчик не видит. Познакомиться ближе с начинающим писателем, который, не видя света, сочиняет замечательные произведения, мне удалось 9 сентября в гостях у его семьи.

Александр с родителями живут в Уранке, Городищенского района. Автобусы в село ходят только раз в неделю, так как жителей здесь осталось мало, в основном дачники, хотя деревня достаточно большая. Когда я созванивалась с Сашей, чтобы узнать правильную дорогу, он не передал трубку маме, а сам рассказал, как стоит добраться, сообщил, где висит указатель и по каким ориентирам нужно двигаться, Саша назвал даже цвет дома, в котором живет. Меня поразила такая точность, и когда молодой человек встретил меня у порога, показалось, что он все прекрасно видит, так как замечательно ориентировался. Дом у Баньниковых небольшой, две комнаты: большой зал и кухня, еще терасса, где хранятся заготовки на зиму, и спит черная кошка Юлька. На кухне стоит большая беленая русская печь, а на полу консервированные банки.

Буквально на днях Александр вернулся из центра реабилитации слепых города Волоколамска Московской области, путевку туда ему предоставили в обществе слепых Никольского района, где он состоит на учете.

– Я пробыл там примерно месяц. Меня научили читать по Брайлю, до этого я не умел. Это не сложно, получилось почти сразу. Долго оставаться было незачем, все необходимые навыки у меня есть. Я уже могу и посуду сам помыть, и в доме прибраться. Да, что уж говорить, спокойно могу сходить за водой  в родник под горой. Я за столько лет уже все село наизусть знаю, каждый уголок знаком, – рассказывает Саша.

Молодой человек потерял зрение в раннем детстве. Когда мальчику исполнилось четыре года он приболел.

– Он был совсем маленький, всего четыре года. У Саши страшно поднялась температура, пошла носом кровь. Мы вызвали «скорую», и нас отвезли в Городищенскую больницу. Там он пролежал достаточно долго, врачи постоянно ставили разные диагнозы, не знали что с ним такое, – вступает в разговор мама Саши, Татьяна Александровна. – В один из дней мне сказали, что его повезли на капельницу. Как потом выяснилось, на самом деле у Саши взяли спинномозговую пункцию, о чем мне не сообщили. Спустя 2-3 дня состояние сына ухудшалось, и нас направили в Пензу. Там постоянно проводили какие-то обследования, после которых мне сообщили, что Саша больше не будет видеть, у него атрофия зрительного нерва. Этот нерв повредили, как раз тогда, когда брали пункцию. Я была в полном отчаянии.… Вскоре нас выписали с диагнозом двусторонняя опухоль головного мозга и врачи мне открытым текстом сказали: «Он проживет максимум неделю. Готовьтесь…

Сложно сказать, что испытала в этот момент молодая женщина. Но, как она говорит, единственное знала точно: прекращать бороться за жизнь своего сына не станет.

– Его выписали с ужасными головными болями, и первое время Саша жил только на обезболивающих  и постоянно спал. Мы отпаивали его бульонами, я была постоянно рядом. И мы выжили, а разве я могла сдаться? Заново учила Сашку кушать, ходить, общаться с внешним миром. Несмотря на прогнозы врачей, с того момента прошло уже 23 года и мы вполне счастливы, – продолжает женщина.

В обычную школу Саша ходить уже не смог и его образованием занималась мама на дому. Соседские ребята также помогали, рассказывали, что происходило в школе. А знакомая девочка, как-то  принесла ему учебник по математике, с помощью которого, как говорит Татьяна Александровна, Саша выучился считать не хуже калькулятора.

Сейчас 27-летний молодой человек может справиться с любым заданием по дому не хуже зрячего, например, может наколоть дров.

– Этому Сашу научил дед. Он, как и любой мальчишка любил возиться с деревяшками, что-то мастерить. Поначалу было страшно видеть его с топором в руках, и мы давали ему маленький топорик, тщательно следили за движениями. В итоге приноровился и теперь заготавливает дрова для печи, – улыбается Татьяна Александровна.

Но три года назад, ночью с 20 на 21 октября 2004 года, семью Баньниковых настигло еще одно горе: сгорел их дом. По неосторожности, забыли закрыть задвижку печи, и произошло возгорание. Для того чтобы восстановить дом, потребовались бы немалые усилия. Но семье помогла знакомая. Женщина тогда уезжала из села и продала Баньниковым свое жилище, с тех пор их адрес сменился.

Все время, пока мы беседовали, молодой человек держал в руке толстую тетрадь, в которой аккуратным маминым почерком выведены его стихи. Прочтя всего несколько строк, я убедилась в талантливости молодого поэта. Записывать свои стихи Саша начал примерно два года назад, а талант у него открылся еще в детстве.

– Вечером в детстве, когда спать не хотелось, мы с мамой, сидя на улице, на лавке, или перед сном, в кровати, играли в рифмы. Она называла слово, а я придумывал продолжение. Так и рождались частушки, стишки. Я не записывал их, все в голове держал, думал, что это ни к чему, – рассказывает Саша.

Но Татьяна Александровна сумела переубедить сына. Она предложила не оставлять стихи только себе, а записывать их в тетрадь, чтобы не забыть. Сейчас Саша наговаривает на аудиокассету идеи, а когда наберется несколько, мама записывает их в тетрадь, под Сашину диктовку.

– Рифма получается сама собой, никакая муза здесь не причем. Люблю перед сном подумать, помечтать, а могу ночью проснуться и записать стихотворение, идею, чтобы не забыть ее. Так получилось со стихотворением «Пятый угол», я проснулся где-то полпервого-ночи и записал, – говорит Саша. – Я, так же как и все, вижу сны. Во многих воплощаются мои мечты или образы. Иногда, во сне я вижу образы, которые отложились в памяти, когда я еще видел. Например, я помню, что цвет трактора был синий и желтый. Но это только обрывки моей зрительной памяти. 

Одно из своих стихотворений Саша посвятил своему старшему товарищу, который привил ему тягу к автомобилям. В 15 лет, когда его мама работала в селе охранником одной из строительных компаний, она часто брала Сашу с собой на работу. Сюда приезжали шоферы большегрузных машин, и парень познакомился с одним из них, дядей Витей. Он часто брал Сашку с собой просто покататься, и мальчика увлекали рассказы о технике и машинах. Дядя Витя учил и показывал подростку, как обращаться с автомобилями, где какая деталь и как ее заменить. Но, вскоре дядя Витя уехал к себе в Пензу, а Александр по сей день помнит о друге, который смог научить его интересному и полезному делу. Теперь он, будучи слепым, с легкостью может заменить любую деталь в машине и даже поменять колесо. Одно из своих стихотворений Александр посвятил дяде Вите. 

Молодой поэт уже не раз печатал свои стихи в местных газетах, теперь о нем знают многие в районе. В планах у Александра издать несколько сборников своих стихов. Говорит, что пока для себя, для близких, в этом ему должны помочь общество слепых. Татьяна Александровна так же готова продолжать помогать сыну.

– Далеко в будущее я не заглядываю. Пусть все идет своим чередом, – завершает беседу Александр.

Елена Шилина

Источник: Провинция