Архив:

Вокзал недоступности. Мурманские активисты проверили доступность объектов инфраструктуры города для инвалидов

На прошлой неделе активисты Народного фронта проверили доступность объектов инфраструктуры города Мурманска для инвалидов. Прежде всего «фронтовиков» интересовал железнодорожный вокзал областного центра.

В проведении мониторинга им помог председатель региональной общественной организации инвалидов «Ковчег» Игорь Соболев, который согласился проверить на себе, насколько приспособлен объект для лиц с ограниченными возможностями здоровья. У Игоря ­ хроническое прогрессирующее заболевание «рассеянный склероз». Вот уже четыре года молодой мужчина прикован к инвалидному креслу, все эти годы он отстаивает права инвалидов. И далеко не всегда из этой битвы получается выйти победителем, всё чаще приходится рассчитывать на себя. Например, вопреки требованиям федерального закона «О социальном обслуживании инвалидов», пандус и складная конструкция в подъезде дома, где живёт северянин, установлены благодаря только помощи знакомых.

«Это не управляющая компания, не власти обеспечили мне возможность выбраться на улицу, - возмущается Игорь Соболев. - Понадобилась поддержка друзей и понимание соседей. Пандус у подъезда сделан своими силами. Болезнь у меня приобретённая, она прогрессирует с каждым годом. На тот момент, когда я передвигался, познакомился с дворником, который залил цементом площадку. С соседями договорился о пандусе, который в коридоре. Доски и уголки купили друзья, они же собрали конструкцию».

«Согласно федеральному законодательству о соцзащите инвалидов, каждое место проживания должно быть оборудовано соответствующим образом для комфортного проживания в нём маломобильных групп населения. Сегодня мы увидели, что такое оборудование здесь есть, но оно установлено без помощи УК или других структур, а по инициативе проживающего здесь инвалида, - заявил член регионального штаба ОНФ Артём Марышев. - По нашему мнению, это неправильно. Сейчас Народный фронт проводит мониторинг мест проживания инвалидов, делаем некую перепись среди маломобильных групп населения, чтобы выяснить, оборудованы ли их дома соответствующим образом. По нашему мнению, скорее всего, в большинстве случаев такого оборудования нигде нет. Мы обратимся в управляющие компании с просьбой установить необходимые средства в ближайшие сроки. Если наше требование будет проигнорировано, то мы оставляем за собой право обратиться в прокуратуру и добиваться исполнения закона через суд».

Далее активисты ОНФ в сопровождении Игоря Соболева направились на остановку общественного транспорта. Ждать долго не пришлось - низкопольный автобус подъехал через несколько минут. Ещё столько же времени понадобилось, чтобы найти ключ, который открывает посадочную платформу. Как признался водитель транспортного средства, Игорь ­ первый пассажир с ограниченными возможностями, который воспользовался данным автобусом, поскольку эта машина новая и работает на городской линии недавно.

Едва оказавшись на площадке перед железнодорожным вокзалом, сопредседатель мурманского Народного фронта Владимир Мальцев обращает внимание на отсутствие специальных знаков для парковки инвалидов. Сам подход к объекту также не обустроен ­ бордюрный камень слишком высокий, нет ни одного съезда. Непросто оказалось попасть и в вестибюль здания - рама стационарных металлодетекторов слишком узкая, пришлось проявить сноровку, чтобы Игорь смог проехать через неё. Внутри вокзала внимание общественников привлекла подъёмная площадка, которая ведёт к выходу на платформу. Воспользоваться ею без специального разрешения не удалось. А дверь на улицу оказалась заблокирована. Поблизости - спуск в туалет, который для инвалидов также не приспособлен. После выезда на площадь, где расположены железнодорожные пути и переход, общественная проверка завершилась. Ни одного пандуса, позволяющего спуститься на пути, здесь не оказалось.

Единственный возможный вариант попасть на перрон - заехать со стороны автовокзала, там, со слов руководства, установлен пандус. Находится он в 200-300 метрах от центрального входа ­ настоящая полоса препятствий, учитывая, что пешеходной зоны здесь нет, разрушен асфальт и отсутствуют съезды с бордюра. Зато территорию вдоль офисного здания дирекции по обслуживанию пассажиров украшает тротуарная плитка. Миновав её, по дороге к первой платформе инвалид вновь оказывается на разрушенном, как после бомбёжки, асфальте. Но самая большая неприятность ожидала проверяющих впереди.

«Спуститься на коляске по этому швеллеру нельзя. Это опасно для жизни. Я с таким столкнулся впервые. А если бы я получил путёвку на лечение? Как сообщил директор железнодорожного вокзала, прежде чем купить билет, нужно поставить в курс администрацию вокзала: какой инвалид, какой группы, чтобы мне в итоге оказаться в вагоне. Из того, что мы увидели сегодня, ни с верхней площадки, ни с нижней попасть на платформу не представляется возможным. Из того, что сделано, - всё сделано формально. Главный инженер заверил, что я смогу попасть на платформу, так вот я со всей ответственностью заявляю - это невозможно. Тут не получится даже с мужской силой - моя коляска весит порядка 200 килограммов, и я около 100 килограммов. Есть предусмотренные вагоны для инвалидов. Хотелось бы попробовать, но не думаю, что у меня получится. Хорошо, что я всё же не купил билеты», - с горечью констатировал Игорь Соболев.

«Надо быть подготовленным каскадёром, чтобы спуститься здесь. До комфортной среды на мурманском вокзале, как пешком до Луны. Проблемы как с подходом, так и входом в здание. Сегодняшняя проверка показала, что железнодорожный вокзал на сегодня для инвалидов недоступен. До зала инвалид доедет на коляске, но он не попадёт даже в туалет. Нет въезда, отсутствуют парковка, пандусы. Все эти вопросы Народный фронт берёт на контроль. Раз не решают это ответственные структуры, вмешается общественность», - прокомментировал итоги проверки сопредседатель мурманского отделения Народного фронта Владимир Мальцев. 

Михаил Веснев 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ