Архив:

Что такое инклюзивное образование и как оно отразится на тверских школьниках

С 1 сентября 2014 года в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» в школах России вместе с детьми, не имеющими ограничений по здоровью, могут обучаться дети-инвалиды. Не то, чтобы раньше кто-то запрещал совместное обучение детей с ограниченными возможностями и основной массы ребятишек. Просто теперь руководители всех уровней, министерств соцзащиты и образования должны принять энергичные меры, чтобы совместное обучение стало комфортным для всех. Это называется инклюзивное образование.

В этом направлении уже приняты некоторые меры: школы оборудуются пандусами для колясок, педагоги проходят переобучение в областном центре усовершенствования учителей. Правда, это только начало. На данный момент в Твери полностью подготовлены для обучения детей-инвалидов четыре общеобразовательные школы: № 46, 20, 16 и 18.

В эфире радио «Комсомольская правда» 99,3 FM об инклюзивном образовании рассказала начальник отдела дошкольного, общего среднего, коррекционного и дополнительного образования Министерства образования Тверской области Жанна Ивлева.

- Сейчас в Тверской области 4563 ребенка от 0 до 18 лет имеют ограниченные возможности здоровья. - Это разные дети. У некоторых проблемы со зрением, со слухом, у некоторых диабет, астма. Круг заболеваний очень широк. По области работает 28 школ, полностью оборудованных для инклюзивного образования. В каждой школе своё оборудование, в зависимости от заболеваний детей, которые там обучаются. Это может быть компьютерная техника, специальная сантехника, пандусы. Кроме того, оборудованы и медкабинеты.

Идея инклюзивного образования предполагает доступность для детей-инвалидов обычных школ, но не исключает другие варианты. То есть ребенок и родители могут выбирать: домашнее обучение, спецшкола или общеобразовательная школа, оснащённая необходимым оборудованием. Согласно федеральной программе, к концу 2016 года 20% школ Тверской области должны соответствовать требованиям инклюзивного образования.

На данный момент в обычных классах обучаются 602 ребенка с ограничениями по здоровью.

- Уже три года мы работаем над вопросом совместного обучения, - рассказывает Жанна Ивлева. - Поначалу педагогам было тяжело, они точно также были не готовы к общению с особенными детьми, как и всё остальное общество. Сейчас ситуация совершенно другая. Педагоги очень бережно и чутко относятся к этим детям, в классах проводится много дополнительных воспитательных мероприятий, совместных с этими детьми. Педагогам, конечно, приходится тяжело. Дети разные, и заболевания у них разные, поэтому приходится изучать очень много специальной, в том числе и медицинской литературы. Но все справляются.

Зарубежный опыт и педагогическая практика столичных школ показывают, что обучение здоровых детей в школах с инклюзивным образованием воспитывает толерантность, доброту, ответственность. Дети с ранних лет учатся принимать людей такими, какие они есть, оказывать поддержку ближнему. Есть даже данные о повышении успеваемости. Кстати, сложный этический вопрос оценки учебы детей-инвалидов каждому педагогу приходится решать по-своему.

- Конечно, нельзя забрасывать таких учеников двойками, - считает Жанна Ивлева. - Иначе будет полностью отбита охота учиться. Обычно у каждого учителя своя система. Если ребенок готов по теме, пусть не на пятёрку, это уже хорошо. И пусть он лучше получит пятерку в качестве поощрения, за то что он готовился и старался, чем иную отметку.

Игорь Докучаев

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ