Архив:

Коляску - к трапу. Исполнился год новым правилам авиаперевозок инвалидов

Год назад в Воздушном кодексе РФ появилась новая статья о правилах перевозки инвалидов-колясочников. Таких людей в нашей стране приблизительно около полумиллиона, и ежегодно число их увеличивается примерно на 8 тысяч человек.

В новой статье главное - прямой запрет требовать с инвалидов любые справки о здоровье, в том числе справку о допуске к полету. Запрещен отказ инвалиду в полете по причине отсутствия необходимых для него условий на борту. От перевозчика и пассажирских служб аэропортов требуют создать надлежащие условия даже для полета пассажира на носилках. В новых правилах записано применение спецподъемника для неходячих - амбулифта. Но это не решило всех проблем.

Ранним августовским утром пассажиры очередного рейса топтались на летном поле ростовского аэропорта. Посадка задерживалась. Не могли погрузить инвалида-колясочника. Имеющийся в аэропорту автомобиль со спецподъемником - амбулифт, загружающий инвалидов, по обыкновению ночью не работал. Ночью инвалидов заносят по старинке - на специальной узкой коляске, которая позволяет доставить неходячего больного по общему трапу и проходу салона прямо до его места. Но на готовом к отлету борту и, к сожалению, на многих бортах-"старичках" вне зависимости от марки самолета некоторые ряды кресел "выезжают" со своих законных мест, занимая проход в шахматном порядке. В этом случае не помогают и узкие коляски.

К сожалению, ростовская история не единична. Даже имеющиеся амбулифты в аэропортах, случается, простаивают, так как проще послать носильщиков, чем искать свободного водителя и заводить стоящий на далекой стоянке механизм.

Российские инвалиды к такому положению в целом привыкли. У всех на слуху прецеденты, когда авиакомпании отказывали инвалидам в полете из-за отсутствия условий для перевозки. Все отказы в перевозках цинично мотивировались заботой об удобствах и безопасности самих инвалидов. Нет условий для прохода по салону: "Вам же будет неудобно, когда вас потащат, а выправлять кресла по струнке обязанности нет! И вообще, сначала предъявите справку, что вам полет не противопоказан!"

Так было больше 20 лет. Но год назад положение изменилось. В Воздушный кодекс РФ была внесена новая статья, полностью соответствующая мировой практике. Службам аэропорта вменяется в обязанность встретить инвалида у автомобиля, помочь пройти процедуры досмотра, регистрации , посадить в самолет, а потом высадить, помочь получить багаж и доставить до стоянки автомобилей. При задержке рейса службы аэропорта патронируют инвалида весь период пребывания в порту. На борту должна быть специальная инвалидная коляска для посещения туалета. За год многое изменилось. Но не все. В столичных аэропортах служба помощи инвалидам работает. Но с обеспечением этой службы нужной вспомогательной техникой существуют проблемы.

Специальная узкая коляска появилась в последние годы существования СССР. До этого инвалидов действительно доставляли на борт "за руки, за ноги" и последним рывком забрасывали на первый ряд кресел. С тех пор удивительно удобная отечественная разработка с мягкими сиденьем и спинкой, прочной, но легкой, а главное, очень эргономичной конструкцией использовалась повсеместно и всех устраивала. Но в 2014 году эти отечественные коляски необъяснимым образом заменили на американские. Очень неудобные для инвалидов-колясочников. Единственно для кого, пожалуй, они подходят - для относительно здоровых, но очень пожилых пассажиров очень щуплой комплекции. Милым американским старичкам-путешественникам.

Для больных неврологического, особенно спинального профиля даже минутное пребывание на жестком пластиковом сиденье "американки" совершенно губительно.

Кроме того, в отличие от отечественной модели для обслуживания инвалида в "американке" необходимо занять двух человек. Один держит немощного пассажира на пластике сиденья, чтобы не упал, второй застегивает крепежные ремни. У отечественной модели мягкие нескользкие сиденья позволяли обходиться одним сопровождающим.

При покупке явно обошлось без привлечения экспертов из крупных инвалидных организаций.

Но в целом надо признать, что за истекший год на нашем авиатранспорте произошел большой сдвиг в лучшую сторону, инвалидам стало легче летать, но вот американские коляски надо побыстрее выкинуть.

Компетентно

Владимир Крупенников, депутат Государственной Думы:

- Поскольку я сам пользуюсь инвалидной коляской и при этом много летаю, могу утверждать, что комфорт при полетах в российском небе один из самых высоких в мире. Хочется думать, во многом из-за того, что Государственная Дума при массе других насущных проблем никогда не упускала из виду заботы об инвалидах.

Действительно, изменения, внесенные год назад в Воздушный кодекс России, закрыли последние лазейки для недобросовестных перевозчиков и наземных служб аэропортов. Мониторинг его внедрения в жизнь и повседневного применения могли бы взять на себя местные организации инвалидов. Думаю, что и самим авиаторам и их наземным помощникам следовало бы консультироваться с экспертами обществ инвалидов при организации работы на местах, в том числе и по вопросам приобретения технических средств.

Федор Куприянов

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ