Архив:

Инклюзивное образование: доступные практики

Внедрение инклюзивного образования в школах края обсуждалось на августовском педсовете. Заседание в формате круглого стола провел Красноярский краевой институт повышения квалификации.

Задача поставлена

Целью работы было обсуждение существующих практик как локальных моделей инклюзивного образования, его психолого-педагогического сопровождения, анализ тех подходов, которые сложились в образовательной практике. Также важно было наметить пути решения проблем и возможность тиражировать решения в массовую практику.

В качестве эксперта за круглый стол пригласили немецкого специалиста в области инклюзивного образования Рольфа Доквайлера, представителя компании EDUNION (Германия).

Ведущая Оксана Сидоренко, заведующая кафедрой общей и специальной педагогики и психологии ККИПК, отметила, что, судя по представительности секции, можно признать: инклюзивное образование является одной из актуальнейших проблем современной школы.

Обеспечение права детей с ограниченными возможностями здоровья на качественное образование становится одним из ведущих направлений как политики федеральной, так и региональной. Особую актуальность этот вопрос получил после вступления в силу с 1 сентября 2013 года нового федерального закона «Об образовании».

«Сегодня в Красноярском крае обучаются около 20 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, часть из которых имеют статус ребенка-инвалида», — сказала Оксана Александровна.

Сегодня перед системой образования стоит серьезная задача — обустройство инклюзивной практики, как основной, при работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

«Изучив состояние практики в Красноярском крае относительно детей с ограниченными возможностями здоровья, мы можем отметить, что и сегодня значительная часть таких детей получают образование в системе специального образования. Часть детей включены в систему общего образования и получают образование в специальных классах для детей с различного рода нарушениями или включены в общеобразовательные классы и в образовательный процесс, построенные по принципу инклюзивного образования», — продолжила зав. кафедрой.

Сегодня в Красноярском крае, да и в России в целом, таких практик немного. Пока достаточно часто встречается ситуация, когда дети вовлечены в общеобразовательную школу, но не хватает обустроенности: отсутствует сопровождение, не хватает специалистов, не разрабатываются дополнительные образовательные программы и так далее.

Десятилетний опыт

Тем не менее в крае созданы две базовые площадки в направлении инклюзивного образования. На конференции эти школы представили свой опыт остальным участникам.

Наталья Артамонова, педагог-психолог школы № 1 г. Заозерного отметила, что их школа работает по системе инклюзивного образования уже более 10 лет. Сегодня из 960 учеников — 176 детей с ограниченными возможностями здоровья. Причем в школе обучаются дети с различными дефицитами.

«Важным этапом в этой работе стало открытие в 2012–2013 учебном году на базе школы федеральной стажировочной площадки», — отмечает Наталья Артамонова.

Педагогическим коллективом проделана большая работа. На базе школы были организованы два больших всероссийских семинара, где побывали специалисты из разных регионов России, Бельгии, где профессионалы могли поделиться опытом успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

«На начальных этапах возникают проблемы, — отметила педагог-психолог. — Не было достаточно специалистов, которые могли бы работать с такими детьми. Но сейчас специалисты есть, они прошли профессиональную переподготовку. Было привлечено много молодых специалистов, работающих в этой области, усовершенствована материально-техническая база, приобретено оборудование для слабослышащих, оборудование детей с нарушениями опорно-двигательной системы».

Первые шаги

Светлана Баталова, педагог Березовской средней школы Курагинского района, рассказала о том, с чем пришлось столкнуться на самых первых этапах внедрения практики инклюзивного обучения. Школа в п. Березовка всего год отработала в качестве экспериментальной площадки по инклюзивному образованию.

«Самой главной проблемой для нас оказалось нормативно-правовое поле», — призналась Светлана Николаевна.

Построить процесс организации обучения детей с ограниченными возможностями, не имея никаких локальных документов, очень сложно.

Поэтому первое, что сделала школа, — сформировала программу развития и создания условий для успешной социализации детей с разными образовательными потребностями. Сейчас в школе 189 учащихся, из них 24 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Но в этой школе на обучение пока берут только детей с легкой и средней степенью умственной отсталости. 4 ребенка определены в общеобразовательные классы начальной школы. Один ребенок обучается на дому по желанию родителей. Для остальных учеников с дефицитами в развитии создано два класса-комплекта.

Еще один момент, который очень важно решить школе, пошедшей по пути инклюзивного обучения — это психолого-педагогическое сопровождение детей. В п. Березовка это проблемы не составило, так как школа уже несколько лет объединена в одно учреждение с детским садом. Поэтому ребенок получает сопровождение с раннего дошкольного возраста и переходит в школу при сопровождении этих же специалистов, которые уже составили для него индивидуальную программу развития.

Новинкой последнего учебного года в березовской школе стали интегрированные уроки. То есть когда учитель совместно с дефектологом и логопедом вместо традиционного занятия проводит ролевую игру и анализирует, как дети усвоили материал. Методика пока находится в стадии апробации.

Европейский опыт

Рольф Доквайлер рассказал педагогам о том опыте, который накопила Европа в организации инклюзивного обучения и, в частности, Германия.

В Европе существует три кардинально отличающихся друг от друга систем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это обуславливает и три разных подхода в подготовке педагогов.

Первая группа называется «Единая система». Это значит, что практически все ученики идут только в регулярные школы. Так принято в Италии, Испании, Швеции, Португалии, Греции.

Есть так называемая система двух путей. К ней относилась раньше и Германия. Работали обычные школы для детей без отклонений и различные типы школ для детей с различными видами отклонений. Сейчас в Германии внедряется комбинированная система обучения. Когда в обычных школах созданы условия для обучения детей с различными видами образовательных дефицитов. Мистер Доквайлер также отметил, что эта система отражает и перемены в немецком обществе. Постепенно в Германии закрываются психиатрические лечебницы, где нездоровые люди просто жили под присмотром специалистов, а пациенты теперь полноценно интегрируются в общество: живут в обычных домах, в обычных квартирах. Но, разумеется, система патронажа за ними сохраняется.

Вообще, вопрос об инклюзивном образовании в мире обсуждается широко. Ведь от его решения зависит то, как люди с ограниченными возможностями здоровья смогут адаптироваться к дальнейшей жизни в обществе. Не секрет, что еще 10–15 лет назад этой проблеме не уделялось должного внимания. Люди, обделенные природой, как-то жили сами по себе.

Суть проблемы

Инклюзивное образование — это не просто совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих ограничений. Это часть системы социализации, которая требуется в современном обществе. Совместное обучение — не самоцель, а средство, способ исправления социальной несправедливости в отношении детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье. Десятилетиями такие дети во всех странах мира были ограничены в возможностях полноценного общения со сверстниками, формирования себя как личности, способной достаточно активно участвовать в жизни общества, реализовать себя в нем. Ограничения эти закладывались уже на стадии получения образования. Как показывает и отечественный, и зарубежный опыт, инклюзивное образование даёт возможность детям с особыми образовательными потребностями получить образование, адекватное уровню их физического, психического, умственного развития. А у здоровых детей обучение в школах с инклюзивным образованием воспитывает толерантность, доброту и ответственность за тех, кто рядом.

Красноярский институт повышения квалификации реализует несколько образовательных программ по инклюзивному обучению детей, а именно:

  • инклюзивный образовательный процесс: организация, педагогическое обеспечение, сопровождение;
  • сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного (интегрированного) образования;
  • психолого-педагогические основы обучения детей с умственной отсталостью в общеобразовательных организациях;
  • разработка учебно-методического обеспечения процесса профессионально-трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • ФГОС: особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС.

Приглашаем работников образования к обсуждению проблем инклюзивного образования в рамках данных программ. Вместе мы можем многое!

Источник: 1-LINE

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ