Архив:

По обе стороны стеклянной стены

Региональные власти Сибирского федерального округа все чаще задумываются о комплексном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения. За последние несколько месяцев на территории округа произошло минимум 6 событий международного масштаба. При этом снова и снова поднимался вопрос о внедрении в образование новых технологий. В начале июня эту эстафету принял Новосибирск - здесь впервые в Сибири прошла международная конференция, посвященная проблемам внедрения инклюзивного образования.

Они такие же, как мы

Гостей из Франции, Германии, Португалии и всей России на этот раз принимал у себя Новосибирской государственный технический университет. Именно этот вуз стал один из 4 образовательных учреждений России, которые принимают участие в международном проекте "ТЕМПУС", главная цель которого, по признанию самих организаторов, показать и доказать обществу, что люди с физическими и умственными недостатками - такие же как мы, и также, как и все, они могут занять достойное место в обществе.

По словам проректора по учебной работе Анатолия Батаева, "это проблема не Новосибирска и не России, это одна из проблем, которая действительно имеет международное значение. В системе современного образования существует множество различных методик, однако подавляющее большинство из них разработаны для здоровых детей. И именно на таких конференциях ведущие мировые специалисты должны обсуждать проблемы инклюзивного образования - действительно, общемировые проблемы".

Именно из этих позиций и исходили организаторы и партнеры проекта "ТЕМПУС", в рамках которого и прошла конференция "Инклюзивное образование в Европе и России: опыт, проблемы и перспективы". В 2005 году 3 научных учреждения Европейского союза и 4 российских вуза подписали соглашения о совместных действиях по выработке методик инклюзивного образования. До новосибирского этапа проекта прошли несколько научных и образовательных форумов в Берлинском университете им. Гумбольдта, Высшем национальном институте формирования и исследования людей с физическими и умственными недостатками во Франции, Российском педагогическом университете и Астраханском госуниверситете.

Перед новосибирским этапом собрания организаторы проекта ставят основную задачу по формированию толерантного отношения к инклюзивному образованию. Как отметил на открытии конференции профессор Высшего государственного института образования (Франция) Жак Саго, "важно понимать, что мы общаемся с полноценными людьми. Но еще важнее, чтобы ученики без физических и умственных недостатков не испытывали отторжения к своим коллегам с ограниченными возможностями". Поддерживает своего французского коллегу и директор института социальной реабилитации НГТУ Геннадий Птушкин. "Часто можно слышать от родителей, что они не будут отдавать своего ребенка в класс, где учатся дети с ограниченными возможностями. Но это очень устаревшие предубеждения, которые наше общество давно должно преодолеть", - отмечает Геннадий Сергеевич.

Это вам не Рио-де-Жанейро

Знаменитую фразу Остапа Бендера относительно ситуации в стране на конференции по инклюзивному образованию, пожалуй, в различных интерпретациях повторяли чаще всего. Благо, российскую образовательную систему было с чем сравнивать - на конференции выступали представители университетов Парижа, Лиссабона и Берлина. Так, по словам французского профессора Жака Саго, доля студентов инвалидов во Франции составляет более 5%, тогда как в России этот показатель едва приближается к 1%. С другой стороны, в нашей стране есть сохраняющиеся положительные тенденции. К примеру, по словам профессора Берлинского университета им. Гумбольдта Зиглинд Эллер-Руттгард, берлинская школа может отказать в обучению ребенку-инвалиду только потому, что его родители не имеют возможности оплатить дорогое инклюзивное образование. В России, по крайней мере пока, такой прецедент представить сложно, отказано будет скорее из-за простого нежелания администрации школы или вуза связываться с проблемными детьми.

Признает проблемы с инклюзивным образованием и Борис Белявский, заместитель руководителя Центра реабилитационного и коррекционного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ. Так, в России концепция интегративного образования для детей-инвалидов была принята только в 2001 году, тогда как первые подобные школы во Франции и Германии были открыты в 1975 и 1971 году соответственно. "Специализированным образованием охвачено около 800 тыс. человек, то есть, более 50%. Перед нами поставлена задача к 2012 году перевести 40% детей на инклюзивное образование. 34 вуза в стране ведут подготовку педагогов, которые подготавливают педагогов для работы в специализированных учреждениях, однако только 10% из 180 тыс. педагогов, которые сегодня работают с такими детьми, имеют профессиональное образование. Это одна из самых важных проблем, которая стоит сегодня перед всей системой образования", - отмечает Борис Викторович.

Особые опасения вызывает у экспертов обязательный переход всего российского (в том числе, и инклюзивного) образования с 1 сентября 2010 года на программы бакалавриата и магистратуры в рамках Болонского процесса. "Так, специалистов-дефектологов просто невозможно подготовить в рамках болонских требований, ведь специализированные предметы изучаются ими только на старших курсах. Следовательно, выпуская бакалавров после 4-х лет обучения, мы будем выпускать недоучек. Однако, позиция министерства образования была твердой, и образование студентов-инвалидов также включено в этот процесс".

Образование - это не только книжки, но и пандусы

Как и в других вопросах, нуждающихся в административном ресурсе, проблема инклюзивного образования в России стала активно решаться после директивного распоряжения Министерства образования и науки России, согласно которому к 2012 году в нашей стране в процесс инклюзивного образования должны быть включены не менее 40% детей-инвалидов. В Сибирском федеральном округе только за последние полгода прошли сразу несколько значимых событий, которые еще раз подтверждают - инклюзивному образованию в округе быть.

Так, две недели назад на заседании одного из комитетов Государственной Думы Томской области рассматривался вопрос о создании в регионе системы образования для детей с ограниченными возможностями. Как сообщили корр. "ТАСС-Сибирь" в пресс-службе областного парламента, интеграция детей с ограниченными физическими возможностями в общеобразовательные учреждения, являющаяся основой инклюзивного ("включающего") образования - это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира. А председатель совета ТРОД "ДИВО" Владимир Салит выразил уверенность в том, что проблема инклюзивного образования должна решаться в связке с семьей, образовательным учреждением и общественными организациями.

Напомним, что в рамках областной целевой программы "Дети Томской области" приобретаются компьютеры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В 2007 году 32 ребенка получили компьютеры, в 2008 - 65, а 2009 - 50 детей. Как отмечают специалисты, назрела необходимость в корректировке данной программы в части расширения категорий детей-инвалидов, которые могли бы претендовать на получение компьютерной техники. В проекте "ТЕМПУС" Томская область также принимает активное участие. Так, за 2008 год здесь организован Региональный центра довузовской подготовки и образовательного сопровождения инвалидов.

Несколько по-другому к ситуации подходят в республике Бурятии. Здесь власти решили использовать не только административные методы, но и начать работать с теми, кому с детьми-инвалидами предстоит непосредственно общаться - с их одноклассниками и учителями. Еще два года назад в регионе были проведены опросы в школах, в ходе которых выяснилось, что большинство учеников и учителей не против того, чтобы в их классах учились дети с ограниченными возможностями. На прошедшей в НГТУ конференции особо был отмечен опыт Бурятии, ведь именно здесь при поддержке детского фонда ООН "Юнисеф" школы № 1 и № 4 стали в республике пионерами в системе инклюзивного образования. Отметим, что здесь не только разрабатываются методические пособия, но и расширяются дверные проемы, устанавливаются пандусы и т.д.

Токого же подхода придерживаются и в Новосибирской области. На вопрос корр. "ТАСС-Сибирь" о возможной архитектуре системы инклюзивного образования в регионе начальник департамента образования администрации Новосибирской области Вадим Иванов отметил, что "в нашем регионе есть школы-интернаты, другие образовательные учреждения, в которых обучают детей с ДЦП, сколиозом, заболеваниями слуха и зрения, однако, когда речь заходит о совместном образовании детей с нарушениями и обычных детей - здесь возникают проблемы. Ведь создать систему инклюзивного образования - это не просто открыть соответствующие классы, нужно также подготовить учителей нужной квалификации, разработать методики образования, расширить проходы, установить пандусы и т.д.".

Успех в мире слышащих

В апреле этого года в Новосибирске тиражом 150 экземпляров вышла книга Лии Банниковой, в которой автор, сама потерявшая слух в три года, описала историю девушки Марии, пытающейся найти свое место в мире слышащих, преодолеть стеклянную стену. Роман-эссе так и называется "По обе стороны стеклянной стены". Такое название автор объясняет просто: "в начале моей осознанной жизни меня не покидало ощущение, что мы - дети с ограниченными возможностями - находимся как бы за большой стеклянной стеной, которая ограждает нас от остального мира. Мы росли и искали себя в закрытом обществе, но однажды ко мне пришло ощущение того, что я способна разрушить эту стену".

Действительно, в романе-эссе автор словно описала свою жизнь: она родилась в Новосибирске и в 3 года потеряла слух. После школы девушка окончила медицинское училище по специальности "зубной техник" и сегодня работает в одной из престижных стоматологических клиник Новосибирска. На вопрос корр. "ТАСС-Сибирь" о барьерах в работе отец Лии, Анатолий Семенович, отвечает, что барьеры, конечно, есть, "но разве все остальные люди не испытывают никаких препятствий на своем профессиональном пути? Если есть желание учиться и работать - то обязательно будет и хорошая работа, и вуз закончишь с красным дипломом. Моя дочь - один из многих таких примеров, когда стремление к лучшему помогает преодолевать все барьеры".

Очевидная, казалось бы, мысль, но какая пропасть между ней и позицией региональных властей и педагогов. Действительно, успех человека зависит от него самого, а инклюзивное образование должно не культивировать в таких людях ощущение их неполноценности, а давать им внутреннюю уверенность в том, что именно они достойны успеха в мире слышащих.

Сергей Чернышов

Источник: itartass-sib.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ