Архив:

Особенных волгоградских ребят будут лечить мудрые непарнокопытные

В семейном клубе «Живая тропа» состоялся долгожданный сеанс терапии. Маленьких пациентов – детей с ограниченными возможностями – инструкторы и волонтеры клуба познакомили с уникальным методом лечения – иппотерапией. Его особенность в том, что в качестве терапевтического тренажера используется живое существо – лошадь. Эффективность такого лечения обусловлена многосторонним воздействием на организм пациента, включающим в себя как механическое, так и психоэмоциональное.

Необычный медперсонал

Иппотерапия – один из элементов лечебной физкультуры, начинающее постепенно занимать важное место в отечественной медицинской реабилитации, приветствующей комплексный подход. Этот метод лечения достаточно зрелый – в Европе уже более 30 лет работают с детьми с двигательными нарушениями, такими как детский церебральный паралич, всевозможные травмы, после которых необходима реабилитация, различные психологические отклонения, в частности – аутизм.

– Эффект достигается быстрее, чем на обычных спортивных лечебных тренажерах потому, что ребенок понимает – живое существо не причинит ему боли, не заставит в отличие от инструктора совершать движения, которые приведут к резким болевым ощущениям, – поясняет заместитель главного врача по поликлиническому разделу волгоградской областной детской клинической больницы Елена Смирнова.

Другие регионы уже успешно используют иппотерапию для лечения серьезных заболеваний, но в Волгоградской области этот метод лечения ранее еще не практиковался. Оценивая позитивный опыт других регионов, и в городе-герое было принято решение начать проект. Первые 40 детей с ограниченными возможностями станут участниками проекта «Живая тропа», реализацией которого занимается фонд «Детские Домики» при поддержке регионального правительства.

Взаимодействие необычного персонала – лошадей с детьми-инвалидами пройдет на базе семейного конноспортивного клуба «Живая тропа» в поселке Ежовка Городищенского района. Это действительно уникальный метод, так как иппотерапия воздействует на организм многосторонне: верховая езда стимулирует и двигательную сферу, и эмоциональную, способствует развитию памяти.

Чемпионы и мамы делятся радостью

Наиболее востребована иппотерапия в лечении моторных нарушений. Процедура, моделируемая инструкторами в ходе езды на лошади, не может быть воспроизведена больше нигде. Верховой, находясь на лошади, помимо необходимости координировать собственные движения, одновременно испытывает до 100 колебательных движений в разных плоскостях – вертикальной, горизонтальной, диагональной.

– Такое лечение способствует увеличению амплитуды движения, ребенок с помощью импульсов получает массаж. Кроме того, температура тела лошади отличается от температуры человеческого тела на полтора градуса, то есть имеет место и тепловой эффект на маленького пациента, – пояснила Смирнова.

Мама девятилетнего Влада Панина, занявшего 4 место на соревнованиях по паралимпийской выездке в Москве, – кстати, мальчик стал самым юным участником состязания, – во время сеанса иппотерапии поделилась своими ожиданиями.

– Когда стоит вопрос о том, будет ли ребенок ходить и жить самостоятельно, поведешь куда угодно – поэтому впервые сажать сына на лошадь было не страшно, – говорит она.

Но Влад – удивительный мальчик, силе воле которого позавидовать могут даже взрослые мужчины. ДЦП, эпилепсия, сильная спастика ног – такие диагнозы ставили ребенку, но он и его молодая красивая мама не сдались. Результат ошеломляющий. Сам Влад рассказал, что любит всех лошадей, а занятия его совсем не утомляют. Сейчас они оба активно помогают клубу, который был создан несколько лет назад благодаря родителям особенных детей и, конечно, инструктору-иппотерапевту Александру Лейману.

Сломать стену молчания

Эмоциональная сфера – важная составляющая, и вопрос стоит не просто о хорошем настроении и радости общения с четвероногим другом. У ребенка, получающего в процессе общения с животным положительные эмоции, появляется мотивация, воля к движению. По словам специалистов, задействуются мышцы, которые ранее находились в покое, что способствует развитию нервной сферы. Также во время занятий верховой ездой конечности пациента двигаются таким образом, что активно работают оба полушария. Это приводит к развитию и мелкой моторики, и двигательных зон в полушариях. В работе с аутичными детьми, это поистине бронебойный снаряд, способный пробить стену игнорирования.

– Ребенок-аутист находится во время сеанса иппотерапии в стрессовой ситуации, в его восприятии под ним – бездна, поэтому у него сразу включается инстинкт самосохранения. Ребенок начинает, как ему кажется, бороться за свою жизнь, поэтому готов к общению, – говорит Смирнова.

Таких историй довольно много. Родители наперебой рассказывали, что аутичные детки начинали общаться, и не только с мамой и папой – в клубе работают волонтеры, каждый из которых выступает в роли наставника малыша. Они – не тренеры, не врачи, а настоящие друзья, встречи с которыми ждут с нетерпением. В основном это юноши и девушки из треннингового центра «Игра жизни». Но помощников катастрофически не хватает – как и финансирования, ведь «Живая тропа» существует на благотворительные пожертвования. Поэтому Александр Лейман, родители и сами малыши приглашают в клуб будущих инструкторов и помощников – может, один из них среди читателей «МК в Волгограде».

Многое зависит от лошади

Специалисты считают, что навредить во время сеанса иппотерапии сложно, но можно, поэтому показания к такому лечению определяются индивидуально. Зам. главврача по поликлиническому разделу волгоградской областной детской клинической больницы рассказала, что только 30% детей с ограниченными возможностями не имеют таких противопоказаний совсем. Для остальных важно определить степень восприимчивости к физическим нагрузкам. Если при них присутствует учащение пульса выше нормы, есть тяжелые сопутствующие заболевания – пороки сердца, судорожный синдром, то в этой ситуации, конечно, есть ограничения во времени, количестве тренировок, поэтому курс нужно начинать с пробных занятий.

Степень травматичности такая же, как и в повседневной жизни. Конечно, должны быть применены все меры, чтобы избежать травм – индивидуально подбираются размеры лошади: по возрасту, росту ребенка. По словам Леймана, эксперта с двадцатилетним стажем, очень многое зависит от того, как подготовлена лошадь.

– Мы тщательно подготавливаем лошадь, только тогда сажаем на нее ребенка – обязательно со страховкой и опытным инструктором. И даже когда ребенок сам способен управлять лошадью – а это доступно любому, как бы не были ограничены его возможности, – мы его отпускаем, но только в ограниченном пространстве – манеже, – говорит Лейман.

Необходимость контроля занятий несколькими инструкторами есть в том случае, если маленький пациент не устойчив даже при обычных упражнениях, у него есть гиперкинезы – патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц .

Сказки в жизни или в журнале

Не стоит забывать, что в жизни возможно все – от чудесного исцеления до полного отсутствия результата. Родители опытных наездников делятся по-настоящему волшебными историями выздоровления, но специалисты не берутся обещать значительных улучшений каждому ребенку – все очень индивидуально, а метод иппотерапии далек до полного изучения.

– В случае если у ребенка объем активных и пассивных движений уже сформирован, эффективность лечения выше – быстрее увеличивается амплитуда движений, уходит спастика. При более выраженных ограничениях, естественно, приходится работать гораздо дольше, – говорит специалист областной больницы.

Другое дело, что практически любой ребенок всегда рад непосредственному общению с лошадьми – большими и добрыми существами, способным сделать малыша спокойнее и увереннее в себе. Мамы особенных детей рассказали, что после сеансов одна из воспитанниц клуба начала писать сказки – конечно, о лошадях, – которые неоднократно публиковали.

В Волгограде применение иппотерапии планируется в одном из отделений волгоградской областной детской клинической больницы – реабилитационном, для детишек с нарушениями опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями. Пока об эффективности лечения говорить на личном опыте врачи не могут, оценивая его по результатам других регионов.

– В отношении лечебной верховой езды у нас личного опыта пока нет, в перспективе этот метод лечения будет организован. Территория для ипподрома большая, уже есть план, – рассказывает Смирнова. – Помимо иппотерапии, в новом отделении уже применяются передовые методики, принесшие реальные результаты. Естественно, освоить и внедрить все методики одновременно невозможно – это вопрос не только финансовый, но и проблема поиска хорошего специалиста. 

Дарья Атарщикова