Архив:

Другая жизнь Ивана Штофы

Соломбалец Иван Штофа единственный в Архангельске, а возможно и в области, инвалид-колясочник, не имеющий проблем с передвижением. На днях Иван Константинович стал обладателем итальянского гусеничного подъемника, который без труда преодолевает лестничные марши. Хотелось бы сказать «счастливым обладателем», но язык как-то не поворачивается… Дело в том, что за это свое право - свободно выбираться из дома на улицу, которое есть абсолютно у каждого человека, - Иван Штофа сражался восемь лет.

 — Когда в 2006 году изза болезни я потерял ноги, — рассказывает Иван Константинович, — оказался в полной изоляции — четыре стены. Словно в домашнюю тюрьму попал. Вначале мирно пытался решить вопрос с пандусом, но меня никто слышать не хотел. Какой-такой пандус? Не положено… Все отмахивались. И в 2008 году я впервые обратился в суд. Тяжба вышла долгой, но в итоге, — грустно вздыхает, — ничего не добился. А вот инфаркт с инсультом перенес — все же на нервах…

После суда о соломбальском борце узнала вся область. Ивана Константиновича поддержали СМИ и местное телевидение. И хотя пандус в его подъезде так и не появился, Штофа не сдался. И вскоре опять «пошел» в суд. На этот раз добивался установки пандусов у продовольственных магазинов, расположенных неподалеку от его дома. Тяжба длилась два года. Иван Константинович победил. Более того, высудил еще и моральную компенсацию — 50 тысяч рублей, по 25 тысяч с каждого магазина…

В итоге победа создала прецедент — в Архангельске и Приморском районе были обследованы и другие социальные объекты на предмет доступности для инвалидов. Во многих, кстати, также появились пандусы. Так что, по большому счету, отстаивал Иван Константинович не только свои права.

— А по поводу пандуса в подъезде мне по-прежнему говорили: «Невозможно». Сколько комиссий приходило! Посмотрят, угол наклона измерят — руками разведут. Мол, технически невыполнимо, а денег в бюджете нет. Я уже куда только не писал, — признается Иван Константинович. — Даже в Европейский суд обращаться хотел, но потом решил: напишу вначале президенту…

Возможно, после того письма лед и тронулся. Но сам Иван Константинович считает, что помогли ему СМИ и местное телевидение: «спасибо, что в борьбе поддержали», а также «добрая воля» регионального министерства труда и соцзащиты, которая в итоге вылилась в организацию акции по сбору средств на этот самый итальянский подъемник.

Часть денег, около восьми тысяч рублей, удалось собрать в ходе марафона «Добрый Архангельск», еще 152 тысячи — с помощью архангельского филиала благотворительного фонда «Спаси жизнь».

 — Низкий поклон всем неравнодушным людям, кто мимо моей беды не прошел. — У Ивана Константиновича от волнения дрожит голос. — Стеклянные кубы с моей фотографией и просьбой о помощи стояли в магазинах. Я понимал, что собрать такую сумму — дело небыстрое. В общей сложности, так посчитал, два года деньги собирали. И, если честно, временами веру терять начинал…

Голубой подъемник с виду похож на небольшую тележку, работает бесшумно, весит около сорока килограммов, места тоже много не занимает. Супруга Ивана Константиновича демонстрирует нам, как устроена чудо-машина.

 — Вот так, — объясняет, — подкатываю его под коляску. Здесь ремешки закрепляем, здесь кнопочку нажимаем и… вперед.

 — И что, по лестнице везти совсем не трудно?

 — Нет, совсем не тяжело, — улыбается Татьяна Николаевна. — Вот раньше, чтобы спуститься по алюминиевым рельсам, которые Иван смастерил, столько трудов уходило. Пока тащишь по ступенькам — семь потов сойдет, да и за Ивана страшно было: а вдруг сорвется коляска. Так что очень редко мы с ним гуляли. А теперь каждый день выходим на улицу. Это на самом деле другая жизнь…

И другие возможности. Которых, к сожалению, по-прежнему лишены сотни инвалидов Архангельской области.

Наталья Парахневич

Источник: Правда Севера

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ