Архив:

Псков ограниченных возможностей. Почему сюда не едут «медленные путешественники»

«Ваш регион очень интересен, запросы на поездки в Псков и область были, и мы в свое время пытались сделать экскурсию в Пушгоры, но не нашли гостиницы со специализированными номерами (все-таки нужна хотя бы одна ночевка). Пробовали договориться с псковским центром реабилитации, но там тоже нереально было разместиться. Информация по доступности Пскова и окрестностей нам очень интересна!» (Мария Бондарь, турфирма «Либерти», специализирующаяся на организации поездок для инвалидов).

Эх, дороги!..

«Медленные путешественники». Так называют решившихся на турпоездку инвалидов, в том числе колясочников. Действительно, любой тротуар, порожек или лестница в три ступеньки непреодолимы без посторонней помощи. Путь, на который обычный человек тратит около часа, у сидящего в инвалидной коляске занимает втрое больше - и то при условии наличия помощников - как друзей-сопровождающих, так и просто неравнодушных прохожих. 

Тем не менее, таких путешественников становится с каждым годом все больше. По оценке разных статистических источников, от 13% до 17% мировых туристов — это люди с ограниченными возможностями. Основная доля этих путешественников - не россияне: наши инвалиды если и выезжают куда-то, то, как правило, это санатории, где все более-менее продуманно. А вот что касается познавательного туризма, посещения старинных российских городов, то здесь обычным людям не пройти-не проехать, а инвалидам тем более.

Когда мы спросили одного из псковских экскурсоводов о том, приходилось ли ей работать с группой, в составе которой был бы инвалид-колясочник, она сказала, что это, скорее, из области фантастики. «Туристы с ограниченными возможностями были, - вспоминает Наталья, экскурсовод со стажем. - Даже колясочники. По городу можно передвигаться, но сложности возникают в Кремле, там не везде асфаль

05545df6ae2ab28d5384a2f00f35a8c2.jpg

Еще одна проблема псковских и окрестных достопримечательностей: у нас «не развернуться». В чем причина - в особенностях планировки старинного города или в недосмотре проектировщиков? Не нам судить, но тем не менее: «Дорожки в Изборске - красивые, мне нравятся, с окантовкой из камушков - лепота! Только почему-то никто не поинтересовался - а как на этих дорожках на определенных точках поставить группу, человек 30-40? Т.е. априори группа будет топтать газон»...

Осложняют доступ к основным туробъектам Пскова и неудобства, связанные с масштабным ремонтом в Пскове - дорог и набережной. «Конечно, ремонт дорог - это очень хорошо, но сейчас, например, ремонтируют стоянку у Кремля (за областным центром семьи), и никому даже мысль не пришла - а куда ставить экскурсионные автобусы, пока наши гости осматривают Кремль? - задается вопросом Наталья. - И так-то стоянка была забита легковушками, иногда водители не знают, как приткнуть автобус, а сейчас совсем беда... Местные еще как-то выкручиваются - уезжают куда-то и по телефонному звонку подъезжают, а с приезжими просто не знаешь что делать - куда их отправлять, если они города не знают»... А теперь представим - каково будет искать свой автобус инвалиду, когда сам экскурсовод не знает, где же остановится водитель?

«К Покровскому комплексу ехать просто не хочется - еле протиснется автобус, выхода к реке нет, кругом металлические заборы, - продолжает Наталья. - Приходилось сталкиваться и с недисциплинированностью наших водителей, которые не задумываются о том, как парковать машину: могут оставить ее прямо на переходе или припарковать очень близко к соседней - так, что коляска между ними не пройдет!»

Гости дорогие...

7daf7eaa84ddcf74dd732399c97511bd.jpg

По утверждению менеджера фирмы «Либерти» Марии Бондарь, со слов которой мы начинали эту публикацию, «гостиницы - это крайне важно. Нужно хотя бы 5 инвалидных номеров в одной гостинице. Нам за один день сложно обернуться из Питера. Нужна ночевка, особенно если едем в Пушгоры».

Мы обзвонили ряд псковских гостиниц с вопросом, есть ли у них номера для инвалидов-колясочников и сколько они стоят.

Как выяснилось, в гостинице «Рижская» есть несколько номеров люкс, куда проходят коляски, но в них нет  спецоборудования: санузел  обычный. Цена - 2950 рублей.

В отеле Old Estate Hotel & SPA есть один номер для людей с ограниченными возможностями на первом этаже. Санузел оборудован поручнями. Стоимость одноместного проживания - 5000 рублей, двухместного - 2000 рублей.

В гостинице «Двор Подзноева» есть один номер на втором этаже, где санузел приспособлен для инвалидов-колясочников. По цене это полулюкс. Одноместное размещение обойдется в 6500 рублей, двухместное - 7000 рублей.

В отеле Балт-Хаус также готовы принять инвалидов. Колясочникам в этой гостинице будет удобно хотя бы потому, что здесь нет порожков. Стоимость двухместного номера - 2200 рублей.

Льгот или скидок нигде нет.

В «Каркушином доме» и «Октябрьской» гостинице нам ответили, что таких номеров у них нет и в ближайшее время их появление, скорее всего, не планируется.

Интересно, что в Санкт-Петербурге с каждым годом номеров, в которых могут поселиться инвалиды, становится все больше, а в прошлом году даже появился целый отель, ориентированный на людей с ограниченными возможностями. Фешенебельная гостиница в центре Петербурга - часть транснациональной корпорации. Пандусы, расширенные дверные проемы и специальные номера для инвалидов изначально были частью проекта. Говорят, это политика компании. Правда, на вывеске четыре звезды и соответствующее число в счете за проживание. Правда, по словам председателя московского районного отделения Всероссийского общества инвалидов Ольги Вагнер, «задача - не столько денег заработать, сколько показать бизнесменам практически свободный сектор рынка. Гостиница еще не открылась, а все места уже зарезервированы».

Деликатные неудобства

В процессе осмотра достопримечательностей у всех людей рано или поздно возникают две деликатные проблемы. Первая - я заблудился, заберите меня отсюда. Вторая сопровождается задумчивым взглядом погружения в свой внутренний мир и поиском двух заветных букв - WC.

634baed3b9f4c1dd294eedfd16bfb355.jpg

С первой проблемой в Пскове (впрочем, как и везде) пытаются справиться при помощи указателей. «У нас указатели, конечно, есть, но принцип их установки лично мне непонятен. у нас также как и вообще все не для людей, так и не для гостей в частности», - говорит Наталья. Например, указатель на туристский инфоцентр - есть такой на дороге после Ольгинского моста, перед светофором. Хорошо, что я знаю, где расположен центр, а то пришлось бы туго. Вспоминаются указатели в том же Санкт-Петербурге, не говоря уже о четких стрелках Парижа или веселых знаках в Барселоне. Вот и мечутся по городу туристы. Сколько раз на перекрестке Некрасова-Октябрьский меня спрашивали, где расположены Поганкины палаты - и не сосчитать! А сколько раз таких людей послали не туда? Хорошо, если они не ограничены в возможности передвижения и могут бродить туда-сюда по незнакомому городу. А если каждый метр - преодоление? И ведь достаточно всего лишь продумать систему указателей на значимые для туристов достопримечательности.

Что касается второй проблемы - ее тоже стараются решать. Особенно это заметно на городских праздниках. Но если говорить о туристической инфраструктуре - то вопрос пока стоит весьма остро. «На трассах туалетов нет. Единственный, который можно вспомнить навскидку - в Луге... О том, какой он, умолчим, - хмыкает Наталья. - Хорошо, что он там вообще есть. На заправках как-то не любят, когда подъезжает автобус, могут не разрешить посещать туалет. Их понять тоже можно, а людям-то что делать? Кстати, в Беларуси на заправках туалеты, как правило, выведены за пределы помещения, где ведется торговля, но это не значит, что они плохие. Как раз наоборот - за ними следят, их убирают». «В центре Пскова, - продолжает Наталья, - эта проблема хоть как-то разрешена благодаря туалету в к/т «Октябрь», уже за это огромное спасибо. Кстати, в Изборске, кажется, решили эту проблему, оборудовав туалет на большой стоянке. Цена вопроса - 20 рублей. Но дальше по маршруту туалетов нет вообще. О спецтуалетах речи не идет тем более».

***

Проект EDEN (Европейские направления передового опыта) при Евросоюзе ежегодно выбирает лучшие туристические объекты (с точки зрения доступности). Критерии отбора: инфраструктура, транспорт, сервис, а также сравнительно небольшая популярность подобных туристических мест. Традиционно туристы устраивают столпотворения в больших городах, но чтобы увидеть что-то интересное или хорошо провести время не обязательно ехать в мегаполис. Победители EDEN — это маленькие провинциальные города, поселки, природные парки и даже деревни, со своей богатой историей и культурой. Обычно они расположены в какой-нибудь живописной местности.

Названия некоторых из них было проблематично найти на русском языке. А подробную информацию тем более. Но все же знакомые среди них попадаются. Например, болгарские Бургас и Пловдив, латвийские Лиепая и Елгава, эстонский Хаапсалу.

Россия, к сожалению, никак не представлена в этих списках. Двенадцати миллионам наших соотечественников (а именно столько сегодня, по скромным оценкам, инвалидов в стране) остается только мечтать о путешествиях - о «самой великой науке, которая помогает нам вновь обрести себя» (Альбер Камю).

Елена Никитина


ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ