Архив:

Стоит ли бояться слов «коррекционный класс»

Сегодня началась ежегодная августовская педагогическая конференция. Один из важнейших вопросов, который будет на ней обсуждаться, - это федеральные государственные образовательные стандарты. На этот раз педагоги обсудят в том числе и вопросы, касающиеся детей с проблемами в здоровье, нуждающихся в особых образовательных условиях. Но уже и сейчас малыши, кому нужна особая помощь, ее получают.

С 2006 года дети с особыми образовательными потребностями обучаются в условиях обычных средних школ. Правильно ли это - непростой и спорный вопрос. С одной стороны, дети с ограниченными возможностями здоровья не должны быть «лишними» в обществе. С другой - смогут ли школы создать необходимые условия для особых детей? Ведь объективно мы понимаем, что даже за десять лет нереально оборудовать все школы должным образом. К тому же, есть и еще одна проблема - отношение здоровых детей и их родителей к другим, «не таким, как все».

В начале двухтысячных годов появился другой «перекос»: коррекционные классы закрывали, а вот специализированной помощи дети, в ней нуждающиеся, должным образом не получали. Сейчас ситуация меняется. И коррекционные классы в школах теперь, скорее, нередкость. Если раньше родителям даже было стыдно говорить, что их ребенок учится в таком классе, то теперь на сайтах хабаровских родителей мамы смело обсуждают такое обучение, школы и условия в них.

Тем не менее о равных возможностях в образовании говорят давно. А право на это закрепил новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Сейчас, когда родители определяются со школой, где будут учиться их вчерашние детсадовцы, мамы и папы решают разные вопросы. Там, где есть дети с проблемами - смогут ли наши дети учиться в обычных школах хорошо?

На трудную тему мы поговорили с директором хабаровской школы № 47 Еленой Бабенцевой, где как раз успешно работают коррекционные классы.

- Елена Александровна, вы в системе коррекционного обучения работаете давно, руководили специализированным учебным заведением. Сейчас возглавляемая вами школа тоже не совсем обычная…

- Действительно, наша школа инклюзивная. Дети с особыми образовательными потребностями обучаются под одной крышей, но в разных классах. Для них созданы все необходимые условия. Не нужно бояться школ, где есть коррекционное обучение! Во-первых, здесь очень много специалистов, которые могут помочь и детям без каких-либо заболеваний, ведь случается всякое. А с детками, которым нужна специальная педагогическая помощь, целенаправленно работают учителя-дефектологи, учителя-логопеды, другие узкие специалисты, есть сенсорная комната. 

В отличие от специализированных школ, эти дети не изолированы, с ними общаются обычные дети во время проведения различных мероприятий и праздников.

Никогда еще не было ни одного конфликта в школе, ни одного притеснения ребенка. Сейчас мы не говорим «инвалиды», а именно «дети с особыми образовательными потребностями», ведь ребята - разные, у кого-то проблемы опорно-двигательного аппарата, а у кого-то - задержка в психическом развитии, у кого-то проблемы со слухом, зрением.

- Буквально не так давно на городской конференции врачи обсуждали здоровье детей. Приводились страшные цифры о проблемах маленьких хабаровчан. Действительно ли это так?

- К сожалению, проблемы со здоровьем у детей действительно есть. Сейчас большое количество детей приходит с дымной патологией, мы их называем «дымные» дети - мамы во время беременности находились в городе и дышали высокой концентрацией вредных веществ в воздухе. 

К сожалению, часто проблемы вскрываются именно тогда, когда ребенок приходит в школу, ведь обучение - это немаленькая нагрузка. Но если вдруг родители видят какие-то тревожные сигналы, например, педагоги говорят, что в этом возрасте ребенок должен уметь то и то, а ваш малыш не может, у него проблемы с памятью, усидичивостью, не нужно бояться идти к специалистам! Для начала к участковым педиатрам. А перед школой лучше поговорить с опытными педагогами. На базе школы № 47 работает территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая как раз выявляет подобные проблемы. И с каждым годом через комиссию действительно проходит все больше малышей и, увы, выявляется все больше проблемных ситуаций.

- А как родителю все-таки понять, что ребенка нужно вести на заседание этой комиссии?

- Если раньше убедить родителей было сложно (ведь мой ребенок всегда самый лучший!), то сейчас родители начинают понимать, что если сейчас вовремя не включиться в лечение, в обучение, то можно просто-напросто «потерять» ребенка. К специалистам направляют либо в детских садах, либо в детских поликлиниках, если видят какие-либо отклонения. Многие родители и сами сейчас «продвинутые», внимательно следят за детьми: что-то настораживает - задержка речи, задержка развития, например, старший ребенок это умел в этом же возрасте, а младший - нет, задаются вопросом почему? Также и педагог, который записывает ребенка в первый класс, может порекомендовать пройти такую процедуру. Не нужно бояться коррекционного класса, если ребенок попал туда, это не значит, что он обречен на неуспешность. Если проблемы, например развития, удалось решить, то школьник переводится в обычный класс.

- А как проходит обучение в специализированном классе?

- Малыш в подобном классе (мы их еще называем интегрированными, потому как родители все равно боятся слова «коррекционный») учится всему тому же, что и сверстники, он также ходит в кружки и секции, выступает на сцене, участвует во всех школьных делах. Но в одном помещении меньше детей, чем общеобразовательном классе, их 12, бывает по 13-14. Уделяется внимание каждому! Система, как и везде, - поурочная, занятие тоже стандартное по времени.

Единственное, что больше времени отводится на заполнение пробелов в знаниях. Дети учатся только в первую смену. Во вторую смену - группа продленного дня, коррекционные часы, когда с ними занимаются логопеды, дефектологи, психологи. Занятия индивидуальные или групповые, все зависит от конкретного ребенка - для каждого выстраивается индивидуальная траектория развития. Конечно, специалисты работают с детьми бесплатно, это даже не оговаривается. Сейчас из-за подушевого финансирования не все школы могут позволить иметь узких специалистов, но мы стараемся максимально сохранить их в штате.

Обязательно повышенное внимание творческому развитию наших подопечных. Очень много прикладных кружков - так как необходимо развитие мелкой моторики рук (известно, что психическое развитие зависит от этого). Очень популярна бумагопластика, мы устраиваем выставки поделок наших детей, это очень красивые работы! Есть мастерская для девочек, для мальчиков, где дети осваивают навыки ручного труда, учатся шить и готовить.

- Тем не менее, имея диагноз, многие родители боятся вести в коррекционный класс. Им кажется, что учат слабее, что ребенок потом не поступит в вуз…

- Главное думать о психическом здоровье! Что важнее? Уровень образования или психического здоровья. В жизни такому ребенку будет трудно. К сожалению, в классе не все дети будут с пониманием относиться к особенном ребенку. Как бы нам, взрослым, это не нравилось, такова жизнь. И впоследствии за норму такой малыш принимает негативное отношение окружающих. Лучше быть успешным ребенком и закончить коррекционную школу, чем отмучиться одиннадцать лет в хорошей, по меркам родителей, гимназии. Тут папы и мамы должны удовлетворять не свои амбиции, а интересы ребенка. Никто не отменял дополнительное образование. Можно заниматься музыкой, английским, математикой индивидуально, по удобному графику. То, что ребенок присутствовал на уроке - знаний не добавляет.

И еще один аспект - не нужно перегружать ребенка опекой. Любого, в прицнипе. Относитесь к нему как к равному. Учите самостоятельности! У нас даже детки-аутисты умеют делать многое сами.

- А расскажите, как устраиваются особенные дети в жизни после школы?

- Для детей уровень образования даже не так важен, как важна социализация. Есть пример ребенка, который плохо писал и читал. Но если увидите его в обычной жизни, начнете с ним разговаривать, можно подумать, что опытный политик, настолько грамотно и хорошо поставлена речь. 

Давайте понимать, что дети с отклонениями здоровья - это часто не запущенные дети, а действительно люди с заболеваниями, проблемами мозга, например. У этого парня пострадали те участки мозга, которые отвечают за чтение и письменную речь. Был ребенок, который замечательно считает, в уме может производить операции с числами вплоть до тысячи! А читать не может, у него патология центральной нервной системы. Это еще лет 15 назад учениками коррекционных классов и учреждений были дети с «социальной задержкой», то есть ими попросту не занимались в семье. Сейчас таких детей практически нет. Уровень образования у родителей вырос. К нам водят детей родители и с очень высоким социальным статусом, мамы не виноваты зачастую в болезнях своих детей. Семьи очень переживают, для них, конечно, умственная отсталость, инвалидность ребенка - трагедия. Но я всегда говорю так: вы никогда не сравнивайте своих детей ни с кем другим. Сравнивайте с ростом относительно его самого! Вчера не умел, а сегодня научился. Вот эта ваша заслуга и его достижение! С соседским ребенком не сравнивайте, он просто другой. И если честно, у нас столько замечательных детей, которым ставят диагнозы, они добрые, отзывчивые, терпеливые. А есть дети, которые считаются здоровыми, казалось бы, есть все для успешного обучения, но они забияки, ленятся… И неизвестно, какой ребенок в такой ситуации лучше! Многое зависит от воли и терпения родителей.

К тому же, в школе очень много внимания уделяется ручному труду, чтобы ребята после окончания школы могли учиться, получить профессию именно в этом направлении.

- Сейчас за каждой школой закреплен свой микрорайон, насколько реально попасть в коррекционный класс, если он действительно нужен?

- Школа всегда идет навстречу при наличии свободных мест. Вообще такие классы должны открываться в любом учреждении, это надо предусматривать и продумывать. И школы не каждый год могут открывать подобные классы - все зависит от потребности. К тому же, на микрорайонах коррекционные классы открываются по очереди.

- Мы говорили о том, что почти каждая школа должна быть готовой к особенным детям. Но по факту, не каждая. Может, я не права?

- Сейчас реализуется программа «Доступная среда», но пока, конечно, невозможно решить все задачи, которые она ставит. Ведь большинство зданий старой постройки, они просто не приспособлены ни под пандусы, ни под специальные туалеты… Сейчас новые здания и школы нужно строить уже адаптированными к специальным условиям. Но мое мнение таково, что каждая школа в этом не нуждается - все-таки лучше делать некие базовые школы, где будет все необходимое, нежели распределять по чуть-чуть возможности по абсолютно всем. Тем не менее работать с особенными детьми можно в любых условиях, мы это видим на примере нашей школы. Я имею в виду, что нужно вкладываться, прежде всего, в уровень подготовки педагогов, а не только в оборудование. Живое слово учителя ничто не заменит: ни интерактивная доска, ни сенсорная комната.

- А какие проблемы в школах с коррекционными классами?

- Да как у всех, в общем-то. У нас сейчас много тестирований, анкетирований. Мне, как директору, хочется походить по урокам коллег, но я просто физически не успею, иначе не успею заполнить все бумаги, одни нужно в обычном виде, другие в электронном, некоторые и так, и так… 

Школа должна дышать! Нужно дать возможность не заниматься бумагами, а, собственно, нашей работой. Сейчас непросто складываются взаимоотношения родителей и школы. Особенно после прихода в обиход выражения о родителе как о «заказчике образовательной услуги». 

И получается, что у нас, как на рынке, а товар что - судьбы детей? Нужно избавиться от бюрократии и сделать школу с человеческим лицом, потому что каждый ребенок - индивидуален, а в школе должны учить и воспитывать, а не без конца отчитываться.

Мария Иванова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ